Основные этапы реализации спортивной работы в школе. Организация работ спортивных секций и проведения спортивных мероприятий

Спорт -- это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.

Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:

  • · всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
  • · развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
  • · формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
  • · совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, в возрасте от 7 до 17 лет.

Учащихся распределяют по учебным группам в зависимости от возраста: первый год обучения -- подготовительная группа (7--8 лет); второй год обучения -- младшая детская группа (9--10 лет); третий год обучения -- старшая детская группа (11--12 лет); четвертый год обучения -- подростковая группа (13--14 лет); пятый год обучения -- юношеская группа (15--17 лет). Комплектовать группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с программами по видам спорта разрабатывается также учебная документация -- учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь соревнований секции. Приводим один из таких документов (Таблица 1).

Спортивные соревнования, которые организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.

Практика физической культуры накопила огромный опыт проведения спортивных соревнований в школе под названиями «Вас вызывает Спортландия!», «Веселые старты», «Старты надежд», «Малые Олимпийские игры» и др.

Для их проведения необходимы:

  • · разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;
  • · создание торжественной и праздничной атмосферы;
  • · соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;
  • · четкое выполнение сценария и объективное судейство;
  • · награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;
  • · продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.

Таблица 1. Примерный календарь соревнований секции легкой атлетики на 2005-2006 учебный год для группы учащихся 13--14 лет

Учащиеся среднего и старшего школьного возраста участвуют в соревнованиях по видам спорта, туристских походах, во Всесоюзной игре «Орленок».

Для пропаганды занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах организуются вечера спортивной славы, на которые приглашаются ведущие спортсмены. Они демонстрируют свои спортивные качества, рассказывают об успехах советских спортсменов.

Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки.

Углов Иван Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: среднее образование

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

физкультурно-спортивной

деятельности

предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса и

описывает

деятельность

следующих

направлениях:

школьник,

(воспитатель,

учитель),

специалисты

валеолог,

физическому

воспитанию,

медицинский

работник,

психолог),

родители,

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе (рис.1).

Опишем данную модель.

Целями

Сохранение

укрепление

здоровья

обучающихся,

воспитание

потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Дополнительное

образование

обучающихся

физической

культуры и спорта.

Пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся.

Воспитание

потребности

самостоятельно

заниматься

физкультурой,

использовать

различные

спортивные

организации

своего отдыха.

Формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору

здорового образа жизни.

Внедрение

физкультурно-спортивной

деятельности

должны быть направлены на решение задач:

создание

содействующих

сохранению

укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами

физической культуры и спорта;

обеспечение

взаимодействия

учебного

внеучебного

процессов

физического

воспитания

освоения

ценностей

физической

культуры,

удовлетворения

потребностей

обучающихся

занятиях

физическими

упражнениями, спортом;

Цель : сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом; пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкул ьтурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха; дополнительное образование обучающихся в области физической культуры и спорта; формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

Рис.1 Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

формирование

физической

культуры

личности

обучающегося

учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

4) дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и

5) проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения

обучающихся средствами физической культуры и спорта;

постоянное

улучшение

организации

спортивно-

массовой работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным

оборудованием и инвентарем.

Реализация модели должна быть подчинена определенным функциям.

Функциями физкультурно-спортивной деятельности в школе являются:

Воспитательная – воспитание бережного отношения к здоровью;

Обучающая – обучение нормам здорового образа жизни;

Развивающая – развитие задатков и склонностей к различным видам

спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков.

практико-ориентированной

деятельности

педагогического

коллектива

позволил

определить

основные принципы отбора содержания

образования

функционировании

физкультурно-спортивной

деятельности в школе:

системности

рассматривать

самостоятельное

элементы

которого

находятся

взаимозависимости,

здоровьесберегающего

образовательного пространства.

партнерства

обеспечивает

становление

детско-взрослой

общности в образовательном процессе, способствующей решению целей и

задач образовательного учреждения.

дополнительности

позволяет

образовательном

учреждении

образования,

обеспечивающее

обучение

дошкольников

школьников

здорового

формированию культуры здоровья.

создания

обучении,

развитии,

воспитании

стимулирует взаимопонимание между педагогами, родителями и детьми, что

обеспечивает единство школы и семьи.

принципы

основание

представить

целостную

здоровье,

культуре

здоровья,

осуществления

здоровьесберегающей деятельности, ценностного отношения к здоровью и

средствам деятельности человека по его укреплению, что должно стать базой

для реализации модели физкультурно-спортивной деятельности в школе.

Организация физкультурно-спортивной работы включает в себя шесть

основных направлений. Рассмотрим каждое из них.

Современный

урок

физической

культуры .

Качественное

проведение уроков физкультуры в школе должно реализовывать решение

следующих задач:

1. Укрепление здоровья, улучшение осанки;

2. Содействие гармоническому физическому развитию;

3. Овладение школой движений;

Развитие

координационных

(точности

воспроизведения

дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров

движений, равновесия, ритма, быстроты, точности реагирования на сигналы,

согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных

способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);

5. Выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и

инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

Приобщение

самостоятельным

занятиям

физиче ским

упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на

формирования

интересов

определенным

двигательной

активности

выполнения

предрасположенности

7. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения

товарищам,

честности,

отзывчивости,

смелости

выполнения

физических упражнений;

Содействие

развитию

психических

процессов

(представления,

памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.

2) Массовая физкультурно-спортивная работа.

важнейших

совершенствования

у ч е б н о -

воспитательного

процесса

является

организация

двигательного

школьников,

обеспечивает

активный

удовлетворяет

естественную потребность в движениях. Спортивные соревнования должны

способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям физкультурой как можно

подростков

взрослых.

Увеличить

занимающихся

физкультурой

возможно

расширение

спортивных

проводимых

соревнований,

привлечение

соревнованиям

разного возраста, а также родителей, и активное участие в соревнованиях

болельщиков. Подвижные игры - необходимая, жизненно-важная разрядка,

удовлетворяющая естественную потребность детей в активном движении,

жажду деятельности, соревнования.

Спортивные игры - важное средство развития ловкости, быстроты,

силы, настойчивости, умения действовать в интересах коллектива, умения

ориентироваться

ситуации.

деятельность

участников

соревнований вызывает у зрителей стремление стать такими же ловкими и

смелыми, способствует сплочению коллектива учителей и учеников, передача

опыта старшего поколения младшим, дает возможность по-новому оценить

свое отношение к учебе, своему умственному и физическому развитию.

3) Пропаганда здорового образа жизни.

Основная

сведения

здоровье

драгоценность, ради которой действительно стоит не только не жалеть сил,

времени, но и отказаться от пагубных привычек. Каждый ребенок должен

знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и

укрепления здоровья.

4) Совместная работа семьи и школы для воспитания здорового

поколения.

Вспомним

известного

педагога

В.Сухомлинского:

«Наиболее

полноценное

воспитание,

известно,

школьно-семейное».

необходимо

вовлечение

родителей

обеспечению

здоровья обучающихся. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех

этапах ученической жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в

первые годы пребывания ребенка в учреждении. Между школой и семьей

необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Школа и семья в

взаимодействии

воспитывать

детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной,

творческой и здоровой их жизни.

Организация

дополнительного

образования

р а м к а х

физкультурно-спортивной деятельности в школе, в том числе:

1. Организация работы школьных спортивных секций:

По баскетболу для девочек 5-9 классов;

По футболу для мальчиков 5-9 классов;

По теннису для мальчиков 7-9 классов;

По волейболу для мальчиков 8-9 классов.

2. Организация работы спортивных секций:

По волейболу для девочек 8-9 классов;

По туризму для обучающихся 4-5 классов;

По художественной гимнастике для обучающихся 1-2 классов.

Просветительно-воспитательная

работа

у ч а щ и м и с я,

направленная на формирование ЗОЖ: проведение лекций, классных часов,

консультаций

проблемам

сохранения

здоровья,

профилактики

вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация,

консультации по всем оздоровительным вопросам, включая такие формы

работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие

1. Модель физкультурно-спортивной деятельности школы, позволяет

системно

управлять

контролировать

физкультурно-спортивную

деятельность.

Здоровьесберегающие

технологии

являются

прогрессивным

инструментом

совершенствования

учебно-воспитательного

процесса,

содействующего

повышению

эффективности

физкультурно-спортивной

деятельности школы.

3. Наиболее важно для реализации модели необходимо соблюдение

четырёх позиций жизни участников образовательного процесса:

поощрительные взаимоотношения;

высокая степень участия преподавательского состава;

ясность и прозрачность;

стимулирование.

Совершенствование

механизма

созданию

психолого-

педагогических

социальных

обеспечивающих

повышение

количества

участников

образовательного

процесса

сохранению

укреплению здоровья.

Физкультурно- оздоровительная,

спортивно-массовая работа в школе


Спасительной силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа. Д. Голсуорси
Основной формой физического воспитания в школе до сих пор является урок. Но нельзя недооценивать роль внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Главной целью этой работы - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школе должны охватывать как можно больше учащихся. Для этого необходимо планировать всю работу с учетом уровня физического развития детей. Нагрузка, предлагаемая детям, должна соответствовать группам здоровья. Только посильная работа может принести радость и удовлетворение. А при появлении положительных эмоций при занятии спортом развивается интерес и потребность в занятии этим видом деятельности. При организации физкультурно -оздоровительной работы в школе работа планируется по следующим направлениям: - массовая физическая культура - проведение спортивных мероприятий,- подготовка ученического физкультурного актива,- пропаганда и агитация ЗОЖ. Учитель физической культуры планирует работу в сотрудничестве с руководством школы и в соответствии с планами воспитательной работы школы и классных руководителей. Осуществляется тесное взаимодействие с внешкольными организациями, занимающимися спортивной и оздоровительной работой. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом. В школе создаётся ученическая комиссия по спортивным мероприятиям. Она организует совместно с учителями физического воспитания внутри школьные соревнования, помогает организовать работу спортивных секций, оформляет рекорды школы, ведет учет учащихся, выполнивших нормативы спортивной классификации. Правильная организация работы наиболее полно обеспечивает массовость физической культуры и спорта, почти все учащиеся в той или иной мере охвачены и внеурочными физкультурными занятиями и оздоровительными мероприятиями. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций. Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства. Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке. В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы. Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в индивидуальной работе с учащимися II и III групп здоровья. Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта. Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния. Сообщение школьникам теоретических сведений по физическому воспитанию правомерно и необходимо потому, что без теоретических знаний учащихся невозможно решить главные задачи физического образования, составляющего сущность общеобразовательного предмета "" Физическая культура "" Теоретические сведения в программе по физической культуре формируются по следующим направлениям:Знание физической культуры и спорта;Правила гигиены занятий физическими упражнениями;Ознакомление с комплексом учебных нормативов;Влияние образа жизни на состояние здоровья;Основные методики самостоятельных занятий;Олимпийские игры;Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями. Теоретические сведения, связанные с двигательной деятельностью, влиянием физических упражнений на организм, рекомендуется сообщать при прохождении практического материала. Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного отряда в пришкольном лагере, позволяющего осуществлять учебно-тренировочную работу с учащимися. Практика показывает, что один месяц тренировки в лагере по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий в стационарных условиях спортивной школы. Велико значение спортивного отряда пришкольного лагеря для проведения воспитательной работы, привития таких качеств, как трудолюбие, честность. коллективизм, воля. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований. Их любят учащиеся, соревнования стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Они являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года. Они являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Совместные действия учителей физической культуры и учителя ОБЖ является отличным фактором усиления физической подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы учитель ОБЖ совместно с учителем физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты. Их взаимодействия активно проявляются в организации внутри школьных соревнований по программе: "" Зарница "". В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования "" Веселые старты "", "" Папа, Мама – Я спортивная семья! "" и т.д. Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы. Создание группы научно-исследовательской работы среди учащихся в школе позволяет привлечь их к регулярным туристическим походам, которые позволяют не только укрепить здоровье, но и положительно сказывается на общении детей и взрослых, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе. Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физической культуры. Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять. Эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.

Учебно-тренировочный процесс, это учебные и тренировочные занятия, проводимые в целях обучения и повышения спортивного мастерства спортсмена и подготовки его к выступлению на соревнованиях.

Организация учебно-тренировочного процесса:

Спортивная секция организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально;

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивных секций проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивных секций и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха;

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.

Обязательность работы по индивидуальным планам рекомендуется устанавливать на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства;

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивных секций по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы.

Для обеспечения кругло-годичности учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха занимающихся в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок оздоровительного лагеря привлечение работников к проведению мероприятия может производиться как и при проведении туристских походов;

Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов.

Физическое воспитание студентов осуществляется на занятиях и во внеурочное время в спортивных секциях. Общее руководство секцией возлагается на преподавателей физической культуры в академии, преподавателей СГГА. Для проведения занятий они могут привлекать инструкторов-общественников из числа лучших спортсменов, физкультурный актив шефствующих и спортивных организаций.

Прежде чем создать секцию, преподаватель физического воспитания должен пробудить у студентов интерес к занятиям. Здесь полезны самые разнообразные средства: спортивная стенная печать, фотостенды, радиогазета, непосредственная агитация преподавателя или студентов.

В начале учебного года можно провести показательную игру ведущих команд ВУЗа или пригласить лучшие команды города, района. Организационным собраниям в группах предшествует общее собрание всех занимающихся в спортивной секции. О времени и месте общего собрания секции необходимо сообщить заранее. К занятиям в секции допускаются только успевающие студенты ВУЗа. На общем собрании избирается бюро секции. В бюро секции следует рекомендовать наиболее дисциплинированных, успевающих студентов, обладающих организаторскими способностями, пользующихся авторитетом у своих товарищей.

На заседании бюро секции избирается председатель и секретарь, а также распределяются обязанности между членами бюро. На членов бюро секции возлагаются обязанности: контроль за успеваемостью членов секции, их участие в общественной работе, уход за инвентарем и подготовка его к занятиям, организация и проведение соревнований коллектива физкультуры, подготовка документов па присвоение спортивных разрядов, агитация и пропаганда, комплектование сборных команд для участия в районных, городских и других соревнованиях.

В учебные группы ВУЗа в секции могут входить студенты различных курсов. Планирование учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях подразделяется на круглогодичное и многолетнее. В процессе работы, в зависимости от ее условий и сроков соревнований, в планы необходимо вносить соответствующие коррективы. При составлении последующих планов должна соблюдаться органическая связь с предыдущим. Все последующие планы должны включать относительно более трудный материал, чем материал предыдущего плана. При этом следует помнить, что трудность учебного материала повышается постепенно и заключается в нарастании требований к нагрузке занимающихся и сложности программного материала.

Успех работы секции во многом зависит от характера работы на занятиях, от личной заинтересованности всех занимающихся.

Секционные занятия имеют, прежде всего, спортивную направленность. Здесь предъявляется больше требований к функциональной и двигательной подготовке, чем на школьных уроках и учебных занятиях. Секционное занятие длится 1,5-2 часа и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть, которая длится 15-20 мин., предусматривает организацию занимающихся и функциональную подготовку их организма к предстоящей основной деятельности. Упражнения, используемые в начале занятия, должны быть подобраны в соответствии с особенностями предстоящей основной деятельности.

Назначение основной части - обучить занимающихся технике и тактике игровых приемов, развить их физические качества. Продолжительность основной части (70-90 мин.) зависит от интенсивности упражнений, возраста и пола занимающихся, количества времени, отведенного на занятие в целом.

В заключительной части (5-10 мин.) организм занимающихся приводят в относительно спокойное состояние, подводят итоги занятия. занимающимся дают домашние задания.

Количество секционных занятий в неделю планируется в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировочного процесса, сложности изучаемого материала. Их должно быть не менее трех раз в неделю. Вместе с тем перерывы должны быть такими, чтобы результаты последующей тренировки накладывались на предыдущие и этим закреплялись бы функциональные сдвиги, происходящие в организме в результате предыдущих занятий.

В СГГА работает 12 спортивных секций по таким видам спорта как:

Волейбол;

Настольный теннис;

Баскетбол;

Мини-футбол;

Бадминтон;

Аэробика;

Тяжелая атлетика;

Легкая атлетика;

Стрельба;

Пауэрлифтинг.

Расписание занятий по всем видам спорта указано в приложении В.

Число занимающихся в спортивных секциях СГГА составляет приблизительно 160 человек, из них примерно 30 человек на высоко-профессиональном уровне. Так же Академии занимается около 15 мастеров спорта России по настольному теннису, аэробике, боксу, лыжным гонкам.

Студенты СГГА завоевывали различные награды на областных, федеральных и всероссийский соревнования например. В спортивном клубе СГГА присутствуют награды: бронзовые призеры всероссийской универсиады 2008 г., победители универсиады сибирский федеральный округ 2008, 2010 и 2012 годы, по настольному теннису, так же студенты участвуют в клубном чемпионате России по настольному теннису, чемпионы универсиады г. Новосибирска по пулевой стрельбе, сборная команды по боксу в городской универсиаде.

Преподаватели СГГА играют не малую роль в спортивной жизни Академии и тоже показывают неплохие результаты в прошедшей спартакиаде профессорско-преподавательского состава среди высших учебных заведений города Новосибирска по 9-ти видам спорта. Преподаватели нашей Академии успешно выступили в следующих соревнованиях:

Мини-футбол - 3 место;

Настольный теннис - 1 место;

Бадминтон - 3 место;

Пулевая стрельба - 4 место.

Ниже, на рисунке 5 представлен стенд с основными наградами академии.

Рисунок 5 - Награды студентов и преподавателей академии

Так же в СГГА проходят спортивно-массовые мероприятия по различным видам спорта.

Большое значение в физическом воспитании молодежи, и в частности, студентов имеет организация и проведение спортивных соревнований, как один из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Студенческие спортивные соревнования являются органическим продолжением и важнейшей составной частью учебного процесса по физическому воспитанию, а также формой зачета.

Следует отметить, что проводимые в соответствии с научными требованиями соревнования должны быть одним из способов вовлечения народных масс в физическую культуру и выявления достижений в ней как индивидуальных, так и особенно достижений коллективов физкультуры.

Спортивные соревнования - это целая система мероприятий по физическому воспитанию, в ходе подготовки и проведения которых создаются чрезвычайно благоприятные условия для воспитательной работы со студентами в целях развития у них чувства коллективизма, дисциплин, честности, ответственности, самообладания, воли к победе и других важных морально-волевых и нравственных человеческих черт.

Спортивные соревнования являются важной формой учебно-спортивной работы, продолжением учебно-тренировочного процесса.

Во время соревнования осуществляется совершенствование общей физической и специальной спортивно-технической подготовленности студентов, улучшения их техники и тактики.

В то же время соревнования - наиболее эффективное средство проверки качества учебно-тренировочной работы отдельных спортивных организации и педагогического мастерства преподавателей-тренеров и тренеров и общественных инструкторов. Это своего рода общественный отчет о работе по тому или иному виду спорта.

По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.

По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными и заочными, одноразовыми однодневными и многодневными, официальными (тренировочными), классификационными.

В системе физического воспитания студентов вузов спортивные соревнования занимают большое место.

Практикой определено несколько способов проведения спортивных соревнований, обусловленных их правилами и положениями. В СГГА проходили соревнования по положению указанному в приложении А.

В СГГА используются следующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с выбыванием и смешанный.

Соревнования способствуют обмену передовым опытом тренеров - преподавателей и самих студентов, распространению новой высокой техники и наиболее совершенных методов тренировки. Они являются средством агитации и пропаганды спорта среди студентов.

Педагогическое значение спортивных соревнований заключается в том, что они приучают спортсменов применять приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий двигательные навыки и умения в сложной и постоянно меняющейся обстановке спортивной борьбы и максимального напряжения сил.

Основными задачами любых соревнований являются:

Содействие воспитанию спортсменов;

Демонстрация социально ценных качеств личности (мужества, смелости, уважения к партнерам и противникам);

Совершенствование двигательных способностей.

Осуществляя правильную педагогическую организацию соревнований в ВУЗе, следует предусматривать распределение участников по полу и физическому развитию.

Плановость в проведении спортивных соревнований является непременным условием успешной спортивно-массовой работы в ВУЗе. Следует всячески избегать внеплановых (внезапных) соревнований. Плохо организованное и проведенное соревнование не только теряет всякое положительное воспитательное значение, но, наоборот, нередко приводит к отрицательным результатам, может оттолкнуть участников от занятий спортом и даже навредить их здоровью.

Участие в соревнованиях позволяет в значительной мере мобилизовать физические и функциональные возможности спортсмена, чем любая тренировочная программа. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.

Соревнования бывают разными по цели, масштабу и степени физической напряженности. В связи с задачами подготовки и состоянием тренированности спортсмена преимущественная направленность соревнований может быть различной: на победу, рекорд, контрольная, тренировочная, тактическая, приучение к условиям соревнований.

Участие в состязаниях с любой целью оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает знания и опыт.

Соревнования принято также делить на тренировочные, подводящие и главные. Невозможно достичь высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Именно на соревнованиях проявляются потенциальные возможности спортсмена и его мастерство, выявляются недостатки в технике, воспитываются волевые качества. Вот почему отличительной чертой современной методики тренировки является значительное увеличение числа соревнований в году, что, естественно, удлиняет соревновательный период.

При определении для спортсмена количества соревнований в году предусматриваются ответственные соревнования и менее ответственные (их должно быть больше), а также участие в соревнованиях по другим видам спорта, исходя из задач подготовки.

К главным состязаниям спортсмен стремится достигнуть высшей спортивной формы, подходя к этому через серию менее ответственных соревнований. Вхождение в спортивную форму во многом зависит от количества и характера этих соревнований. С приближением главных соревнований непременно должна возрастать острота спортивных встреч, но обязательно следует чередовать более напряженные соревнования с менее трудными.

Успех в соревнованиях обеспечивается многолетней тренировкой, в которой предусматривается и подготовка к соревнованиям. Она осуществляется постоянно в процессе годичной тренировки. Наряду с этим, необходима специальная, в том числе и психологическая подготовка. Наибольшее значение имеет приучение к условиям соревнований - тренировки в условиях, моделирующих соревновательные. Необходимо также подготовить спортсменов к возможным отклонениям от моделируемых условий, к неожиданным ситуациям и непредвиденным трудностям.

Исходя из выше сказанного, соревновательная подготовка является одновременно и средством и методом форсированной физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсменов.

  • 14.Физическое воспитание учащейся молодёжи с ослабленным здоровьем. Характеристика одной программ по физическому воспитанию учащихся отнесённых к смг.
  • 2.Подготовительная:
  • 3.Специальная медицинская
  • 15. Физическое воспитание в вузах. Характеристика программы по физическому воспитанию.
  • 16.Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Характеристика программы по физическому воспитанию.
  • 17. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности.
  • 18. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста.
  • 20.Сущность и содержание «Международной хартии физического воспитания и спорта» и «Спортивные хартии Европы».
  • Раздел 1. Цель хартии: - позволить каждому индивиду заниматься спортом;
  • 22.Нормирование труда тренеров только этим не ограничивается и имеет другие аспекты.
  • 23-24.Профессионально-педагогическая деятельность учителя фк и тренера по спорту. Пути повышения профессионального мастерства.
  • 26. Организация и содержание комплексного контроля. Самоконтроль в избранном виде спорта.
  • 27. Организация и проведение соревнований по избранному виду спорта. Судейская коллегия данных соревнований. Положение о соревнованиях.
  • 29. Формы, задачи и организация физического воспитания людей пожилого и старческого возраста.
  • 30. Физическое образование. Процесс формирования двигательных умений и навыков.
  • II. Методы сопряженного воздействия.
  • III. Методы развития физических качеств:
  • 46. Контроль в системе управления тренировочным процессом.
  • 47. Отбор и ориентация в спорте.
  • 48. Спортивная форма и закономерности ее развития, периодизация спортивной тренировки.
  • 49. Гетерохронность в развитии двигательных способностей.
  • 50.Силовые способности и методика их воспитания.
  • 51.Выносливость и методика ее воспитания.
  • 52. Гибкость и методика ее воспитания.
  • 53. Скоростные способности и методика их воспитания.
  • 54.Координационные способности (ловкость) и методика их воспитания.
  • 55. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
  • 56.Закономерности (принципы) спорт тренировки.
  • 58.Организация и содержание работы дюсш.
  • 59. Структура и содержание урока физической культуры.
  • 60. Хронометрирование и анализ урока по физической культуре в общеобразовательной школе.
  • 61. Система крови: состав и функции плазмы крови. Строение и ф-и форменных элементов крови. Система крови при мышечной деятельности.
  • 62. Сосудистая система: строение и функции кровеносных сосудов. Гемодинамика. Регуляция кровообращения в покое и при мышечной деятельности.
  • 63. Сердце: строение сердца. Показатели работы сердца. Адаптация сердца к большим мышечным нагрузкам.
  • 64. Эндокринная система: органы с эндокринной функцией. Природа гормонов и механизм их действия. Гормоны и физическая работоспособность.
  • 65. Среднегорье: физические факторы среднегорье. Адаптация к гипоксии на генетическом и фенотипическом уровне. Тренировка в среднегорье.
  • 66. Строение и функции коры головного мозга. Рефлекторный принцип как основа высшей нервной деятельности. Свойства темперамента человека и спортивная деятельность.
  • 67.Сенсорные системы: строение и функции анализаторов. Управление движениями.
  • 68. Автономная (вегетативная) нс: симпатический, парасимпатический и энтеральный отделы. Рефлекторная регуляция вегетативных функций.
  • 69. Структурные элементы человеческого организма. Рост и развитие. Акселерация и ретардация. Возраст и спортивные результаты.
  • 70. Дыхание. Строение и функции органов дыхания. Регуляция дыхания. Дыхание в необычных условиях (мышечная работа, высотная гипоксия).
  • 71. Обмен веществ: основной обмен. Суточный расход энергии, и методы исследования. Расход энергии при спортивной деятельности.
  • 72.Терморегуляция: температурный гомеостаз. Терморегуляция в условиях повышенной и пониженной температуры. Температура тела при мышечной нагрузки.
  • 73. Физиологические основы здоровья: гипердинамия и гиподинамия. Возраст и начало занятий спортом. Физиологическое обоснование оздоровительной тренировки.
  • 74. Биологические ритмы: классификация биоритмов. Биоритмы и построение тренировочного процесса.
  • 76. Питание и мышечная деятельность: основные принципы питания. Питание при занятиях различными видами спорта. Питание в условиях соревнований.
  • 77.Фармакология в спорте: допинги последнего поколения. Фармакологические препараты и их возможное использование в коррекции спортивной деятельности.
  • 78. Классификация фу: позы и мышечная деятельность. Классификация фу на основе критерия «способ выполнения упражнений» с учетом фактора энергообеспечения.
  • 79. Телосложение и спорт: тотальные размеры и пропорции тела. Морфофункциональный профиль спортсмена высокого класса.
  • 80. Мышечная ткань: строение мышцы, как органа. Энергетика мышечного сокращения. Пано, как показатель развития энергетики мышц в онтогенезе.
  • 1. Строение мышцы
  • 2. Виды мышц
  • 3. Строение скелетной мышцы
  • 4. Анаэробное энергообразование
  • 81. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: понятие адаптации. Этапность адаптивных процессов. Цена адаптации к большим мышечным нагрузкам.
  • 82. Адаптивные процессы при спортивной деятельности: спортивная тренировка как процесс направленной адаптации. Биологические принципы спортивной тренировки.
  • 85. Физиология стареющего организма.
  • 86. Гормональный профиль мужского и женского организма. Половые особенности при мышечной деятельности.
  • 87. Восстановительные процессы при спортивной деятельности: неравномерность, гетерохронность и фазность, как закономерности восстановительных процессов. Медико-биологические ср-ва восстановления.
  • Спортивная школа любого вида и наименования создается учредителем по собственной инициативе. Для регистрации спортивной школы учредитель представляет в соответствующие органы заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, его устав, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

    Права на образовательную деятельность возникают по мере получения лицензии.

    Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления ФКиС. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих спортивное звание «Мастер спорта» или занявших 1-6 место на первенствах, чемпионатах России, Европы, Мира, Олимпийских играх.

    Финансирование и материальные средства спортивной школы являются ее собственностью.

    Основные задачи: спортивная школа призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию ЗОЖ, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня высоких результатов.

    На этапе начальной подготовки ставятся задачи: развитие массового спорта, привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

    На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, повышение уровня физической подготовленности, повышение спортивного результата, профилактика вредных привычек и правонарушений.

    На этапах спортивного совершенствования и ВСМ ставятся задачи: привлечение к спорту высших достижений оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких результатов, позволяющих войти в состав команд России.

    Этапы многолетней подготовки:

    Спортивно-оздоровительный – ДЮКФП (ДЮСШ) охватывает 10-12% детей 6-16 лет

    Начальной подготовки – ДЮСШ (ДЮСФП, СДЮШОР)

    Учебно-тренировочный – ДЮСШ, СДЮШОР (ДЮКФП)

    Спортивного совершенствования – СДЮШОР, ШВСМ (ДЮСШ) 0,2% 16-25 лет

    Высшего спортивного мастерства - СДЮШОР, ШВСМ

    Критерии оценки деятельности:

    Спортивно-оздоровительный: стабильность состава занимающихся, посещаемость тренировочных занятий. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся.

    Начальной подготовки: стабильность состава занимающихся. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся. Уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля.

    Учебно-тренировочный: состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся. Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Освоение объемов тренировочных нагрузок, освоение теоретического раздела программы.

    Спортивного совершенствования: уровень физического развития и функционального состояния занимающихся. Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок. Динамика спортивно-технических показателей. Результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.

    Высшего спортивного мастерства: стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях. Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России.

    Организация учебно-тренировочного процесса: спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

    Условия зачисления в спортивную школу:

    На начальный этап подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.

    На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по ОФП и специальной подготовке.

  • Поделиться: