Как выглядит каяк. Смотреть что такое "Каяк" в других словарях

Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ ), qayaq (от qai - «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах - из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка ». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak . В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке "кайəк" означает большую лодку.

Каяк

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке

Эскимосский каяк

Кая́к или байдарка - тип гребной лодки , одноместные, двух- и даже трёхместные традиционные лодки народов Арктики . Каяк - у эскимосов , байдарка - у алеутов . Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом, за исключением прототипов и немногочисленного количества лодок, собираемых умельцами кустарным способом.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озерам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде (бурноводингу). Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заостренные и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке заимствованного термина «каяк». Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются «байдарка », тогда как в английском все обозначается словом kayak . Кроме того, в русском языке термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки.

Ссылки

  • Разница между каяком, байдаркой и каноэ (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Каяк" в других словарях:

    Каяк - тип гребной лодки, закрытый вариант каноэ. Широко распространён у народов Арктики (эскимосы, алеуты и др.). Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Основных отличий каяка от каноэ два: на каяке гребут при помощи… … Энциклопедия туриста

    - [эским.] – маленькая кожаная крытая лодка с двупёрым веслом у эскимосов, чукчей и коряков Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. каяк яка, м. (эск. kajak). У эскимосов и алеутов: промысловая морская лодка с корпусом,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Одноместная лодка у народов Севера каркас, обтянутый кожей, с двух, реже однолопастным веслом … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 лодка (122) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Одноместная лодка, приводимая в движение веслом с двумя лопастями Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    КАЯК - промысловая одноместная лодка у народов северо восточного побережья Сибири: решетчатый каркас из дерева и кости, обтягивается кожей морских животных; отверстие для гребца затягивается ремнём вокруг его пояса. Управляется двумя маленькими вёслами… … Этнографический словарь

    каяк - каяк, промысловая одноместная лодка у народов северо восточного побережья Сибири: решетчатый каркас из дерева и кости, обтягивается кожей морских животных; отверстие для гребца затягивается ремнём вокруг его пояса. Управляется двумя маленькими… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах - из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.
Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка ». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak . В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке "кайəк" означает большую лодку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Каяк"

Ссылки

  • // Yoav Rosen, Wavewalk Kayaks

Отрывок, характеризующий Каяк

Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.

Типы и классификация каяков

Каяк - это небольшая лодка с плоским днищем и невысокими бортами. Термин «каяк» довольно редко встречается на просторах СНГ, где более привычным является термин «байдарка». Каяки бывают разных типов: неразборные, разборные и каркасные

По типу конструкции каяки также делятся на два типа на seat - in (что означает внутренняя посадка) и seat-on-top (дословно означает сидеть сверху)

Seat - in (сит-ин, или закрытые каяки) - это каяки имеющие кокпит, который может быть закрыт сверху брызгозащитным фартухом. Такие каяки идеально подходят для плавания в холодных водах и длительных экспедиций, поскольку имеют герметичные отсеки для снаряжения. В таких каяках нижняя часть гребца защищена пространством кокпита.

Seat - on - top (сит-он-топ или открытые каяки) - такие каяки отлично подходят для отдыха на воде и однодневных путешествий. Преимущество открытых каяков - это то что не требуется никаких навыков и умений для их эксплуатации. Они просты в обращении и безопасны. Сам каяк представляет из себя замкнутую цельнопластиковую оболочку, с посадочным местом для гребца. Особенность в том что эти каяки не имеют кокпита и идеально подходят для отдыха и развлечений на воде.

Неразборные каяки по-другому называют жестко-корпусными каяками. При их производстве по большей части используют монолитный способ создания корпуса, а число швов стараются свести к минимуму. Исходный материал для изготовления каяка может быть разным: полиэтилен, стеклопластик, полиэстер, кевлар и еще многие другие материалы.
Неразборные каяки выделяются отличными ходовыми качествами, высокой грузоподъемностью, управляемостью, живучестью. Их оборудуют множеством герметичных грузовых отделений, а сидения считаются наиболее комфортными из всех типов каяков. Все это делает неразборный каяк наиболее популярным среди каякеров.
Размеры неразборных каяков зависят от их назначения и варьируются между 2 и 5,5 метрами по длине и 40-80 сантиметрами по ширине. Иногда, но крайне редко встречаются и более габаритные каяки.
Главными преимуществами неразборных каяков является их прочность и долговечность. На сегодняшний день при производстве каяков используют прочные полимерные материалы, способные выдержать сильные удары о камни, частое трение о дно или режущие предметы (камни, ракушки, стекло). Пробить корпус неразборного каяка очень сложно.

Многие современные неразборные каяки имеют термоизолирующие свойства, ввиду чего их можно эксплуатировать в зоне повышенных холодов, например, в Арктике. Также серьезным преимуществом некоторых неразборных каяков можно назвать их способность самостоятельно выравнивать небольшие деформации корпуса. При получении вмятин от удара о камни, такой каяк можно выставить на солнце, разогреть поверженный участок при помощи фена или полить подогретой водой. Под действием температуры произойдет выравнивание вмятин и к каяку вернется его первоначальный вид.

В неразборных каяках сидения разработаны таким образом, чтобы гребец имел не менее пяти точек соприкосновения корпуса с телом, за счет чего создается возможность управлять каяком как при помощи весел, так и с помощью движений тела. Такая эргономика позволяет подключить к управлению ноги и спину гребца. Благодаря этому, в корпусных каяках можно быстро накрениться в сторону, совершить мгновенный поворот, а также, находясь в каяке и используя лишь весло, совершить «эскимосский переворот», который заключается в принятии нормального положения в том случае, если каяк перевернулся днищем вверх и человек оказался под водой.
Если каяк выбран правильно, то им можно пользоваться для разных видов каякинга со схожими условиями эксплуатации каяка. Однако есть определенные границы, разделяющие каяки по назначению. Высокую роль в выборе каяка играет то, как и где он будет использоваться.
Наиболее универсальными являются морской и экспедиционный каяк. Плавать на них можно везде кроме небольших бурных речек. Дело в том, что габариты таких каяков весьма значительны: от 4,2 до 5,5 метров по длине, что затрудняет управление. Особенно там, где необходимо совершать частые обходные маневры и быстро менять траекторию движения каяка. Для плавания по бурным рекам следует использовать экстремальные каяки, на которых также можно плавать по морю. Следует отметить, что в спокойной воде экстремальные каяки очень неуклюжи.
Начинающие каякеры часто совершают ошибку, желая купить каяк, который можно использовать везде и всегда. Они хотят одновременно устойчивость для рыбалки или ныряния, высокую скорость и маневренность, высокий уровень грузоподъёмности, легкость, мобильность, компактность, прочность и износостойкость, а также удобные сидения, максимальную безопасность и низкую цену.
Поэтому, выбирая каяк, следует четко осознавать, что такой «универсальный каяк» найти не удастся, так как разные условия использования требуют совершенно противоположных характеристик. Некоторые каяки действительно можно эксплуатировать в различных водных условиях, как морской и экстремальный каяк, но совершенно универсального каяка не существует.
Некоторые продавцы могут предложить «универсальный» каяк, однако на самом деле все это просто очень хорошо сбалансированные каяки, которые хороши везде, но понемногу. Полноценно использовать такой каяк не получится ни в одном виде каякинга.
На сегодняшний день в продаже и использовании лидируют корпусные каяки с пластиковым или полиэтиленовым корпусом. При их производстве используют методики по созданию цельнолитых корпусов. Например, с использованием технологий ротационного формирования или выдавливания двух половин каяка из разогретого до высокой температуры пластикового листа, после чего обе части соединяют в одну. Некоторые компании при производстве каяков используют технологии «выдувания» пластика.
Пластиковые каяки очень популярны благодаря высокому уровню износостойкости при сравнительно низкой стоимости. Также довольно популярными становятся каяки из дерева. Однако деревянные каяки по большей части являются произведениями искусства и не используются в серьезных походах, где красивые отполированные борта быстро покрываются трещинами и сколами. Чтобы надолго сохранить красивый внешний вид, деревянные каяки следует использовать очень бережно, плавать только в чистых водах и избегать контакта с камнями. В виду свой «нежности» серийных моделей деревянных каяков очень мало. Распространены такие каяки в основном в Соединенных Штатах Америки и Канаде. Люди, которые имеют опыт по созданию лодок, часто приобретают не сам каяк, а его чертеж или инструкцию, как сделать деревянный каяк собственными руками.

Каркасные каяки

В основе каркасных каяков лежит крепкий, но легкий каркас из дерева или металла, поверх которого натягивается мягкая оболочка. В древности в качестве оболочки таких каяков использовались шкуры животных, в современном производстве вместо них используют долговечные синтетические материалы, благодаря чему за оболочкой практически не требуется ухаживать.

Каркасные каяки с давних пор используются в качестве транспорта для перевозки различных грузов и людей на большие расстояния. Главным преимуществом каркасных каяков по сравнению с другими типами является их компактность. Разобранный каркасный каяк занимает совсем немного места, что довольно удобно в случае его перевозки и хранения.
Для того чтобы собрать и полностью подготовить к эксплуатации каркасный каяк, силами одного человека требуется от 30 минут до часа. На это время влияют такие факты, как модель каяка и опыт собирающего его каякера. На демонтаж каяка и его последующую упаковку в сумку обычно требуется немного больше времени из-за необходимости очистить от грязи и высушить оболочку и каркас.

Главный недостаток всех разборных каяков - разные размеры кормовой и носовой частей. Неопытные каякеры нередко натягивают оболочку неправильно, а затем уже собранный каяк приходится обтягивать по-новому. Из-за этого многие владельцы собирают свой каркасный каяк в начале сезона, а разбирают после его завершения. Транспортировку и хранение каяка приходится проводить в собранном виде, что сводит на нет его главное и единственное достоинство.

По правилам эксплуатации каркасных каяков, укладка и извлечение груза, а также посадка и высадка пассажиров проходят только на плаву. Это необходимо для того, чтобы предотвратить деформацию корпуса и преждевременный износ оболочки. По той же причине нежелательно тащить груженый каяк по суше и мелководью.

Каркасные каяки абсолютно не предназначены для экстремального использования ввиду низкой прочности оболочки и хрупкости каркаса. При ударах о камни, избежать которых во время спуска по бурной реке невозможно, а также при трении о каменистое дно материал оболочки быстро рвется, а вследствие сильных ударов каркас может деформироваться, треснуть и даже лопнуть. В отличие от цельных пластиковых каяков, в каркасных отсутствуют герметические камеры, которые позволяют каяку держаться на плаву даже в случае пробоины корпуса и частичного подтопления.
Посадка гребца в каркасном каяке свободна, из-за чего его управляемость значительно ниже, чем у цельных каяков, так как гребец не может использовать свое тело в управлении. С целью повышения плавучести каркасного каяка вместо груза кладут герметичные емкости с воздухом, а живучесть увеличивают за счет использования оболочек повышенной прочности. Улучшить же управляемость каркасного каяка практически невозможно.
Ввиду всего вышеперечисленного напрашивается вывод, что каркасный каяк предназначен исключительно для походов в спокойных водах, где не требуется совершать резких маневров. Каркасные каяки являются идеальным выходом в случае сложного подступа к берегу, когда необходимо длительное время идти по пересеченной местности, неся его на себе, а также при отсутствии личного транспортного средства, когда возникает необходимость воспользоваться автобусом или электричкой.

Надувные каяки ничем не отличаются от простых надувных лодок, разве что имеют немного другую форму, они намного уже и вытянуты в длину. К достоинствам надувных каяков относится их высокая мобильность, компактность, малый вес, грузоподъёмность и непотопляемость.
К недостаткам можно отнести чрезмерную мягкость в месте сидения, из-за чего дно прогибается под гребцом. Если груз, расположенный в носовой и кормовой частях, не способен компенсировать вес гребца, то каяк деформируется, что сказывается на его ходовых качествах. Сильнее всего этот недостаток проявляется в одноместном надувном каяке. Кроме того, надувные каяки крайне недолговечны ввиду ограничения срока эксплуатации синтетического материала, из которого их изготавливают. При ударах о камни или трении в камерах каяка могут образоваться трещины и проколы. Также иногда случается расклеивание швов.
Несмотря на высокую грузоподъемность, надувной каяк практически не имеет багажных камер, а весь груз располагается рядом с гребцом и при сильной загруженности остается очень мало свободного места. Частично компенсируют это специальные карманы для груза. Также встречаются модели каяков с увеличенным днищем, что делает их похожими на обычные надувные лодки. Однако, несмотря на все эти ухищрения, свободного места в надувном каяке всегда меньше, нежели в пластиковом или каркасном.
Управлять надувным каяком во время сильного ветра сложно, так как его большая часть находится над водой, создавая эффект паруса. Сильные порывы ветра способны легко отнести каяк далеко от намеченного курса, а идти против ветра или просто держать прямой курс становится почти невозможно. Компенсируется этот недостаток при помощи рулевого управления, специальными направляющими плавниками или за счет физической силы гребца.

Назначение каяка и характер воды, где он должен эксплуатироваться повлияли на формирование нескольких видов каякинга и, как следствие, видов самих каяков:

Прогулочный каякинг характерен использованием небольших одноместных каяков с короткими корпусами или просторных двухместных каяков, у которых отличные показатели устойчивости. Также существуют виды прогулочных каяков со специальным местом для посадки ребенка. Прогулочные каяки можно легко опознать по массивному корпусу и большому кокпиту. Применяют их только в условиях спокойной воды для кратковременного плавания с целью отдыха.
Недостатком всех прогулочных каяков является плохая курсовая устойчивость. Если у гребца недостаточно навыков, то каяк обязательно начнет вилять или пойдет «зигзагом». Преимуществом таких каяков принято считать высокую устойчивость, что немаловажно для новичков. Перевернуть прогулочный каяк очень сложно, а вместительность, комфорт, герметичное багажное отделение и не слишком большая длина делают его идеальным для проведения семейного отдыха.

Туристический каякинг также иногда называют «туринговым», от английского слова «touring» - путешествие. Самым распространённым классом каяка является именно туристический. Как правило, их используют в озерах и широких реках, где вода отличается спокойствием и предсказуемостью. Также их можно эксплуатировать на морских побережьях.
От прогулочных каяков, туристические отличаются очень сильно. Они намного больше в длину и меньше в ширину, однако очень устойчивы. Даже новички на воде осваивают туристический каяк в кратчайшие сроки. Туристические каяки предназначены для дальних походов, длящихся по несколько дней. Для перевозки продовольствия, питьевой воды, а также всего необходимого в походе инвентаря в таких каяках оборудуют два, три и более багажных отсеков. Улучшить устойчивость туристического каяка можно при помощи системы рулевого управления.
При современном производстве каяков для дальних походов, важную роль занимает комфорт. Мягкие регулируемые сидения и высокая спинка создают комфортные условия, что позволяет снизить усталость гребцов во время длительного плавания. На туристическом каяке часто имеется специальная обвязка для крепления дополнительного багажа, а от носа до кормы протягивают страховочный трос, который выполняет роль перил. Используют тросы для переноски каяка, а также в том случае, если каяк перевернулся и необходимо быстро выбраться из него или, наоборот, забраться обратно. Как правило, туристические каяки одноместные, но бывают и двухместные модели.
Уровень комфорта туристических каяков намного выше по сравнению с прогулочными, а их ходовые характеристики приближены к уровню морских каяков.
Обычно скорость передвижения схожих типов транспортных средств близки по значению и определяются в километрах, пройденных за час. Но скорость передвижения каждого каяка уникальна и зависит от многих факторов, таких как: вес каяка и его груза, сила течения, подготовка гребца. Чем более умел и силен гребец - тем быстрее будет идти каяк. От вида каяка зависит легкость его хода по воде, а чем легче идет каяк, тем меньше сил уходит у гребца на поддержание скорости и, следовательно, он получает больше удовольствия от процесса гребли. Если обобщить все вышесказанное, можно сделать вывод, что в каякинге скоростью каяка является легкость его хода.
Главные факторы, от которых зависит легкость движения каяка по воде - это его длина и ширина. Самые быстрые каяки всегда длинные и узкие, за счет того, что сопротивление воды для них минимально. Морские каяки отличаются самым лучшим соотношением длины и ширины.

Спортивный каякинг

Для плавания по морю используют морской каяк. Его легко отличить от речного благодаря длинному и вытянутому корпусу с заостренными и чуть приподнятыми к вверху носовой и кормой частей. Корпус такой формы позволяет каяку без труда преодолевать морские волны, рассекая их носом, а также предохраняет от постоянного заливания кокпит каяка. Главные характеристики, которые требуются от морских каяков - это высокий уровень непотопляемости, хорошая управляемость и способность преодолевать высокие морские волны.
Разновидностью морского каяка является морской экспедиционный каяк. Корпуса таких каяков объемны и массивны с несколькими просторными багажными отсеками, число которых может быть более четырех. На такие каяки, как правило, устанавливают рулевую систему управления, вдоль корпуса протягивают страховочный трос, а палубу обвязывают веревками для крепления дополнительных грузов. Кроме того, на таком каяке обычно присутствует компас или система GPS-навигации. Для их установки в экспедиционном каяке отведено специальное место.
Морской каякинг - это сложный вид спорта, уровень экстрима которого сравним с экстремальным речным каякингом.
Экстремальный каякинг. На западе он более известен под названием «white-water», что в переводе означает белая вода. Имеется в виду, что вода, по которой необходимо пройти на каяке настолько бурная, что из-за пены приобретает белый цвет.
Каяк для экстремального плавания отличается коротким корпусом, длина которого обычно колеблется в интервале от 2 до 3,5 метров, задранной кверху короткой носовой частью закругленной или плоской формы, а также уменьшенной кормой. На таких каяках обычно совершают спуск по бурной реке с множеством поворотов и обилием различных препятствий.
Как говорилось выше, экстремальный каякинг подразделяют на несколько подвидов, у каждого из которых есть собственный перечень требований к каякам. Обобщив их все, можно сформировать три главных направления в экстремальном каякинге:
«Ривер раннинг» от английского river running, что в переводе означает бег по реке. Такой вид каякинга является классическим и представляет собой спуск по горной реке с преодолением небольших препятствий, например, микро-водопадов, небольших порогов и перекатов.
«Крикинг» от английского creek kayaking, что в переводе означает ручейный каякинг. Как и в «ривер раннинг», смысл такого плавания заключается в спуске по бурной реке и преодоление препятствий. Однако препятствий тут, как правило, больше, а их уровень сложности выше.
«Фристайл каякинг» от английского freestyle kayaking (каякинг свободного стиля), по другому его еще называют play kayaking и rodeo kayaking. Это самый сложный и экстремальный вид каякинга. Во время спуска по бурной реке требуется выполнять различные трюки. Делают трюки на «валу» и «бочке» - волнах с пенной шапкой, которые образуются на реках с быстрым течением.
Фристайл каякинг - это неолимпийский, но всемирно известный вид спорта, который развивается быстро и уверенно. Существует множество различных трюков и фигур, список которых растет с каждым днем. Некоторые из таких трюков, базовые, очень просты и их без труда выполняют даже новички, а другие настолько сложные, что исполнять их в состоянии лишь мастера фристайл каякинга.
С каждым годом появляется все больше новых трюков и моделей каяков, на которых можно выполнить сложнейшие фигуры фристайл каякинга. Также во многих странах регулярно проходят соревнования с различным уровнем сложности, начиная от местных и заканчивая чемпионатами стран и мира.
В каждом подвиде экстремального каякинга есть свои особенности, которые требуют каяк, отвечающий определенным характеристикам, самой важной из которых является управляемость. Требования к высокой маневренности обусловлены необходимостью часто совершать резкие повороты, иногда даже полные развороты одним гребком весла. Скорость и курсовая устойчивость для таких каяков считаются менее важными. В условиях спокойной воды экстремальные каяки очень неуклюжи и неспособны долго идти по прямой линии. Управление таким каяком во время штиля требует значительной сноровки, а также большого затрата сил.
В течение последних лет ведутся активные разработки гибридных каяков с выдвигающимся килем. Плавать на таком каяке можно как в бурной, так и в спокойной воде. Кроме того, в гибридных каяках появилось небольшое багажное отделение. Его недостатком является увеличение затрат времени на совершение маневров.
Кроме управляемости, для экстремального каякинга важную роль играет безопасность гребцов, поэтому производители каяков выделяют много средств на развитие систем защиты гребца от травм во время плавания в каяке.
Несмотря на высокие стандарты по защите гребца, экстремальный каякинг все еще очень опасный вид спорта, и для обеспечения максимальной безопасности каякеры, как правило, страхуют друг друга во время спуска.
Каяки для серфинга - это небольшие, обычно не более 3 метров в длину, плоскодонные каяки, созданные специально для плавания по морю и преодоления волн. По внешнему виду такие каяки схожи с досками для серфинга, и на самом деле являются гибридом между доской и каяком. Очень низкий борт, вздернутый нос и опущенная корма позволяют каяку хорошо и уверенно чувствовать себя на волнах. Для обеспечения максимальной управляемости, к днищу каяка крепят стабилизирующие плавники. Благодаря отличной управляемости, можно использовать каяк для серфинга в экстремальном каякинге. Делятся такие каяки на два вида: seat-on-top и seat-in. В первом гребец может располагаться и сидя, и стоя, а во втором только сидя.

Профессиональный каякинг

Слаломный каякинг - это уже профессиональный вид гребли, который с 1972 года является олимпийским видом спорта, хотя тогда соревнования по нему проводились лишь один раз. Начиная с 1992 года соревнования по слаломному каякингу стали проводиться на Олимпийских играх постоянно. Такая ситуация повлияла на создание жесткой регламентации касательно каяка (его вес и размеры не должны выходить за допустимые рамки), а также сформировались четкие правила проведения соревнований. К ним относится строгий запрет на установку и использование на каяках любых видов стабилизаторов. Для проведения соревнований по гребле слалом существуют специальные комплексы с искусственно созданными руслами и преградами необходимых уровней сложности.
Цель соревнования в слаломном каякинге заключается в следовании по проложенному маршруту, и поэтапному прохождению через специальные «ворота». «Ворота», отмеченные зеленым цветом, проходят по течению, а отмеченные красным цветом - против течения. Победу одерживает тот каякер, который проходит установленный маршрут за минимальное время. Пропускать ворота, а также дотрагиваться до них веслом, каяком или телом строго запрещено правилами. Нарушение правил ведет к начислению штрафных секунд.
Высокая сложность проходимого маршрута ставит слаломный каякинг в один ряд с экстремальным каякингом. Техника этого вида гребли лежит в основе большинства экстремальных видов каякинга, а многие из лучших экстремальных каякеров начинали свою карьеру именно с гребли слаломом.

В мире есть много видов спорта, в том числе экстремальных. Обычные люди, которых нельзя назвать спортивными, выбирают себе разные виды активного отдыха для разрядки и испытания своих сил.

В этой статье речь пойдёт про каяки. Что же это такое? Каякинг - это вид спорта, смысл которого состоит в управлении маленькой маневренной лодочкой. Маневренная она из-за своего строения. Лодочки такого типа имеют узкий корпус, большую длину и заострённые концы. Это сделано для того, чтобы этот вид водного транспорта быстрее и проще рассекал водную гладь, а специальные вёсла с более широкими концами помогают гребцу в этом.

Но всё началось с промысловых лодочек народов Камчатки. Именно они использовали такого рода лодочки, которые называли каяком, для лучшего прохождения рек. Гребец пристегивал себя к лодке при помощи ремня и управлял однолопастным веслом. На таких каяках охотились и рыбачили.

На сегодняшний день ситуация изменилась. Каяк служит спортивным целям, где важна сила и скорость. Но не только эти характеристики бывают решающими. Допустим, захотелось кому-то попробовать этот экзотический вид спорта. Какой каяк выбрать? Как правильно это сделать?

В мире существует несколько видов и подвидов классификации каякинга: прогулочный, морской, проводимый в сильных течениях и так далее. Тот, который проводится в сильных течениях, разделяется на родео и сплав. Но спуск по горным рекам можно осуществить на других средствах, помимо каяка. Это и лодки, и байдарки, и многое другое.

Итак, прогулочный вариант каякинга , это, по сути, мерное хождение по ровной глади озера на хорошо стоящих маленьких лодочках. Проводится такая прогулка для расслабления и отдыха. В основном этот вид популярен у туристов, его берут в прайс-листы именитые отели различных известных курортов. Но если такой же отдых проходит вдоль линии моря, он называется морским каякингом.

Здесь важно помнить, что лучше всего выходить в море в каяке рано утром или поздно вечером, когда открываются поистине красивые пейзажи моря. Но далеко в море на таком водном средстве передвижения не заплывёшь, поэтому лучше соблюдать осторожность и правила безопасности (например, не садиться в каяк в нетрезвом виде).

Следующая разновидность - это каякинг на сильном течении . Обычно такой вид активного отдыха на любом плавательном средстве сочетает в себе прохождение водной глади, а также преодоление водных потоков, горных рек, порогов и многого другого.

Главным здесь является драйв и желание получить удовольствие от всего этого. Как уже упоминалось, в соревнованиях, проводимых на сильных течениях и быстрых водах, есть два подвида. Это родео и сплав. Весь смысл родео, набирающего популярность в настоящее время, состоит в выполнении трюков и сальто на каяке. Эти элементы выполняются в бочке, участке пенного противотока или в сильных течениях.

Элементов, выполняемых в этом виде спорта, множество. Существуют элементы для новичков и профессионалов. Часто проводят состязания, на которых все любители этого вида спорта показывают новые трюки, развлекают зрителя интересными финтами и фишками, каждый по-своему.

Третье- это сплав . Суть этого вида состоит в проходе сложных участков и порогов рек. Сплав также имеет свои разновидности. Это туристический сплав, который включает в себя многодневные выходы с проходом сложнейших участков рек. Экстремальный сплав, который проходит на сложных порогах рек, но при этом рядом есть группа поддержки, готовая в случае чего всегда прийти на помощь.

Помимо вышеописанных сведений, расскажем о том, как выбрать каяк , на какие характеристики при выборе обращать внимание. Итак, во многих зонах отдыха такие маленькие лодочки могут сдаваться в прокат. Но там они могут быть плохого качества. Что же делать? Отправляться в специализированные магазины и выбирать вариант для личного пользования.

Таких вариантов на рынке предложено множество. Но в этом виде спорта не всегда высокая цена гарантирует хороший результат для клиента. Высокая стоимость каяка говорит о том, что лодочка будет произведена из современных эргономичных материалов. Такие материалы используются в изготовлении лодок для профессиональных спортсменов. Современные материалы, в свою очередь, обеспечивают лучшее касание нужных частей с поверхностью воды и, как результат, наибольшую скорость.

Но если новичку не стоит брать дорогие модели, что же выбрать взамен? Лучше остановиться на вариантах средней стоимости. Эти модели будут проще в плане применения тех же эргономичных материалов. Помимо этого, профессиональные каяки отличаются от любительских массой вещей. Доходит даже до того, что каяк, как средство достижения победы, изготавливают индивидуально. Потому что со временем у гребца появляются характерные движения, присущие только ему.

В итоге можно сказать, что каякинг очень интересный вид спорта, имеет несколько разновидностей, относительно доступен и безопасен для человека. Им увлекаются и любители, и профессионалы.

Поделиться: