Пантомима упражнения. Упражнения по актерскому мастерству

Разминка или суставная гимнастика

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Почувствуйте, как тело растекается по поверхности, занимая пространство на плоскости пола. Почувствуйте разницу температур пола и тела в области их соприкосновения. Ощутите свое дыхание, биение сердца.

Постепенное расслабление: стопы ног, икры, колени, бедра, живот, грудь, плечи, локти, запястья, пальцы рук и ног, шея, лицо и даже волосы - все чувствует полное расслабление.

Вы чувствуете свое тело, слышите звуки вокруг. Найдите импульс в груди - центр воли - и начинайте вставать. Обязательное условие - двигаться можно только вперед, опираясь на пол. Вы как бы строите свое тело, продумывая каждое движение, слагая части тела в логической последовательности вверх, сохраняя выразительность и чистоту - логику движения.

Каждый раз, ошибаясь, вы вновь полностью расслабляетесь и начинаете все заново до тех пор, пока тело не займет вертикальное положение.

Возможны предварительные упражнения: перекатывание волн. Тело должно уподобиться волне прибоя, замирающего на берегу.

Упражнение 1

Круговыми движениями рук соберите воздух, энергию вокруг себя и медленно выдохните углекислый газ через рот с концентрацией на точке живота (два пальца ниже пупка). Повторить 3 раза.

Упражнение 2

Выполняются круговые вращательные или поступа-тельные движения суставов. Вращайт запястья, плечи, локти, колени, бедра, торс, шея -прорабатываются все возможные для движения сочленения. Чем мельче и последовательнее Вы будете выполнять вращения или поступательные движения суставов, тем в боль-шей степени они смогут впоследствии принять участие в работе языка тела.

Упражнение 3

Начало движения, процесс и конец движения. Выбирается точка (два пальца вверх от пупка), которая используется как импульс начала и окончания движения. На хлопок полностью открыться (руки вверх, голова поднята, тело вытянуто), затем по хлопку закрыться, «умереть» и «родиться» заново. Ощущение, что космос вокруг разворачивается и вновь скручивается в точку. Вы тренируете не только физи-ческие ощущения, но и эмоци, где чувства угасают
и вновь оживают до полного открытия (счастье, восторг, просветление).

Упражнение 4

В пространстве перед собой выберите точку, фиксируя три сложенных пальца одной руки. Затем от импульса в животе начните движение рукой в пространстве
из точки А, как бы чертя произвольную линию до условной точки В. Четко контролируйте процесс. Импульс окончания движения должен отразиться
в животе (два пальца выше пупка). Импульс в животе придает движению любой части тела дополнительную чуткость и выразительность.

Зафиксировав точку в пространстве, двигаем тело или часть тела (голова, нога, бедро) относительно этой точки. При этом важно, чтобы точка в руке
не сдвигалась ни на миллиметр. Важно понимать, что выразительность движения всегда достигается за счет статики одной части тела относительно движения другой, либо объекта, относительно которого производится движение.

Часть тела фиксируется в пространстве,
и относительно точки фиксации вновь двигается. Затем фиксируется рука, относительно этой точки вновь двигается корпус, фиксируется корпус,
и относительно неподвижного корпуса вновь двигается рука. Движения производятся в системе круга, квадрата, треугольника и т. д.
При этом выразительность линии движения руки подобна каллиграфическому подчерку,
а выразительность тела - скульптуре класиков.

Упражнение 5

Развитие выразительности движений. По хлопку выполняется движение отдельной частью тела, например: рука, голова, нога, плечо, бедро, вновь рука и т. д. По команде либо произвольно Вы двигаете
то одной, то другой частью тела, импульс и фиксация части тела сохраняется. Чем мельче движение сочленений в теле, тем полезней в дальнейшем этот навык для выполнения более сложных упражнений.

Упражнение 6

Колющееся движение. Подобно стеклу, тело становится хрупким, и сдвигая каждую часть тела колющим движением, фиксируем ее через расслабление. Сохраняем ритм и выразительность движений.

Упражнение 7

Передача движений в теле («язык тела»). Выставив перед собой две руки, согнутые чуть в локте, вы начинаете от импульса двигать правую руку навстречу к левой, четко контролируя скорость. Левая рука неподвижна, достигнув близкой точки до неподвижной руки, правая рука останавливается. Тотчас же левая рука, как бы подхватывая импульс, начинает двигаться по тем же правилам, а правая фиксируется
в пространстве. Усложняя упражнение, Вы можете двигать любую часть тела, передавая движение другой части тела. Движения могут быть поступательными, вращательными, круговыми и повторяющимися.
Важно, чтобы вы сохраняли импульс начала и конца движения, контролировали процесс и скорость движения, фиксировали часть тела, заканчивая движение. →

Через импульс движение передается другой части тела. При этом сохраняется выразительность всего рисунка тела, желательно выдерживать единый стиль движения.

Упражнение 8

Скорость и ритм. Задаем скорость движения при передаче от одной части тела другой (от 1 до 10)
от медленного до быстрого. Задаем форму тела
от начальной простой до сложной (от 1 до 10).
Из начальной формы (0) вы начинаете двигаться, усложняя форму тела. Сначала медленно,
со скоростью 1, затем 2–3 движения со скоростью 10, 2, 5, постепенно усложняя форму и пропорцию.

Упражнение 9

Сохраняя графику как начальный стиль движения, вы двигаетесь произвольно, передавая движение
от одной части тела другой, при этом создавая свой ритм и пропорцию в действии. Движения могут быть поступательными, вращательными и возвратно повторяющимися.

Упражнение 10

Индивидуальный знак. Это ваша роспись в движении, ваш иероглиф, ваш анализ психопатических возможностей в телесной выразительности. Возможность выразить через форму свое собственное Я. Какие принципы должны быть сохранены в вашем индивидуальном знаке, чтобы сохранить данную школу:

Четкое исполнение и осознанное начало;

Чистота линии в движении;

Динамика, пропорция, развитие мысли
и законченность в каждом движении, где одна часть тела передает движение другой.

Передача движения подобна ясному монологу, где выражено чувство, характер и мысль. Необходимо почувствовать свое тело, пространство вокруг тела, взаимодействие тела и пространства.

(!) Важно эмоциональное переживание жеста, позы, движения. Внутреннее ощущение правды и адекватность - это и есть культура, этика движения. Без этих качеств импровизации патологичны.

Парные упражнения

    Разделившись на пары, студенты толкают друг друга и поочередно, следуя направлению приложенной силе.

    Став друг к другу спиной, партнеры попеременно подставляют свою спину для опоры друг другу, расслабляясь и в то же время сохраняя устойчивость, находя все более выразительные позы с наименьшей точкой опоры. В дальнейшем включаются всевозможные упражнения на развитие чувствительности (чуткие руки и т. д.)

    «Зеркало». Партнеры становятся друг перед другом, ведущий начинает выполнять какие-либо действия, будто стоит перед зеркалом, а другой четко повторяет его действия, как отражение в зеркале. Повторять следует не только форму, но и эмоциональное состояние.

    «Чуткое тело». Один партнер притрагивается пальцем к любой части тела другого партнера,а тот двигается
    из этой точки, продолжая движение. Затем партнеры меняются местами. Можно использовать вращательные движения, закручивая друг друга, любые затягивания, вращательные и поступательные движения.

    «Ромб». Один ведущий, остальные, стоят в пространстве в форме ромба, повторяют его движения, жесты, состояние, эмоции и т. д. Ведущий отвечает за качество своих движений (чистота, наполненность. законченность, осмысленность, графичность и т. д.), он ведет, а не самовыражается. Ведомые должны быть предельно внимательны и четко следовать всем движениям ведущего, чувствовать его психодинамику, изменения состояния и т. п. Ведущим считается тот, кто стоит впереди и, двигаясь в графике, занимает свою плоскость. Движения должны быть видимы для тех, кто стоит за ним. Когда ведущий меняет плоскость, поворачиваясь направо, налево или на 180°, он становится ведомым, а его движение, состояние, мысль продолжает другой ведущий, задача которого – поймать продолжение движения и его развитие.Способность актера быть гибким в сознании, легко переключаться от ведущего к ведомому и наоборот очень сильно тренирует психофизику, расширяет диапазон восприятия и внимания, а главное, обогащает новыми двигательными возможностями, эмоциями, мышлением и т. д. Выполнив движение «Ромб», вы можете заметить, что запас ваших движений увеличился, но над чистотой и наполненностью движений необходимо еще работать.

    «Дополнение в пространстве». Участвуют 3–4 человека. Каждый находит в предлагаемом пространстве свое место. Выбираем стиль или формулу движения: квадрат, круг, треугольник, диагональ и т. д. Один из учеников начинает движение в пространстве, четко прочерчивая выбранную линию движения. Остальные начинают двигаться, дополняя это движение по ритму, форме и содержанию. Одновременно (для начала) можно двигаться только двум партнерам относительно статики остальных, что необходимо для прочтения смысла их действий зрителями. Двигаясь, дополняя движения, актеры пытаются понять друг друга - эта задача постоянна во всех упражнениях. И, следуя законам любой композиции, у движения должно быть начало, развитие, кульминация и конец. В начальных упражнениях желательно не использовать жест, достаточно передвижения и дополнения простых форм. В дальнейшем, когда значения жестов будет освоено, можно включать их, чтобы придать большую информативную осмысленность действиям. Можно включать в ткань импровизаций беспредметную пантомиму, танец, голос, текст - при условии овладения этими средствами профессионально.

    «Диалог рук». Выполняется в парах. Один партнер задает вопрос через движение кисти руки, другой отвечает жестом. При этом отслеживается начало, процесс и передача движения каждого жеста. Когда один заканчивает, другой в тот же момент начинает движение. Движения - жесты должны быть условно абстрактны, но наполнены внутренним смыслом. Если понимание достигнуто жесты могут конфликтовать, синхронизировать и через кульминацию приходить к точке взаимопонимания.

    «Дополнение в графике». Принцип дополнения в графике - партнеры встают друг за другом попарно
    в затылок, стоящий впереди является ведущим, а стоящий за ним - дополняющим. Следуя уже изученным правилам движения - начало, переживание процесса движения, наполненность и чистота линий, конец движения - ведущий действует, а дополняющий принимает законченное движение как вопрос и отвечает так же четко и выразительно, сохраняя стиль ведущего. В начале движений должно быть мало и жест должен быть широким, четко отслеживается вопрос-ответ. В дальнейшем жест, подобно интересному спору двух друзей, смешивает движения обоих партнеров, как бы предугадывая вопрос и ответ. Цель одна - понять друг друга. Можно двигаться в пространстве, в одной плоскости и т. д. Чистота линий при переходах
    в пространстве зависит от уровня профессионализма. Темперамент, ритм, чувства, характер, мимика лица - все включено. И самое главное - это то, что происходит между вами.

    «Графика в пространстве». Ведущий начинает, задавая вопрос в движении. Ведущим может быть тот, кто стоит впереди, или тот, кто точно знает, что хочет выразить. Пространство между партнёрами дожно быть связано коллиграфией линий. Двигаясь в пространстве (графично и выразительно относительно угла зрения), перемещаясь от одной точки до другой, актер должен определить для себя и выразить, кто движется, с каким состоянием, как и зачем он это делает, при этом не теряя заданный ритм и темп (желательно сохраняя абстрагирование, кодируя свои бытовые чувства в символ, знак, образ).

    «Три партнера». Первый в нескольких движениях задает тему (графика, выразительность, наполненность
    и осмысление). Второй ее развивает в пространстве и по ритму. Третий находит точку. Затем они меняются местами. Во всех начальных и последующих упражнениях важно эмоциональное и психоэнергетическое включение, иначе не будет происходить накопление этих качеств и пробуждение новых потенциалов - развитие, и главное - не будет формироваться ощущение правды и адекватности реакции
    во взаимоотношениях с партнерами.

Цель: «Развивать активность и инициативность детей»

1.Содействовать развитию произвольных познавательных процессов:внимания, восприятия,памяти.

2.Способствовать развитию нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности.

3.Способствовать формированию умения выразить своё понимание характера персонажа в движении, в жестах.

Ход занятия.

Игра «Рука к руке».

Цель: « Развитие коммуникативных навыков.»

Ведущий произносит фразу, например: «Рука к руке!», и все участники игры должны здороваться за руку со всеми, кто встречается им на пути. Варианты команд: «Спина к спине», «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т.п.До команды гуляют под музыку.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: «Формировать правильное четкое произношение, посредством освобождение мышц шеи и челюсти.»

1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю че­люсть, рот при этом открывается широко и свободно.

3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голо­су пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горя­чую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

Игра «Чудо-лесенка»

Каждую последующую фразу дети произносят, по­вышая тон голоса.

Игра «Похожий хвостик»

Цель: «Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.»

Хозяйка бросила зайку.
Зайка остался под дождем.
Не мог слезть со скамейки,
Промок весь до ниточки.

Воспитатель спрашивает: « Это стихотворение? Нет! А почему? Да потому что рифмы в нем нет. Теперь переставляем слова, и все становится на свои места. Найдите вместе рифмующиеся слова: хозяйка-зайка, не мог- промок. Поиграем в эту игру-переставлялочку, сначала “портя” стихотворение, а потом его исправляя.

Ча-ча-ча, мы были у…
- Врача! – радостно подхватывает Маша.
- Жа-жа-жа, в лесу нашли…
- Ежа!
- От-от-от, мурлычет рыжий…
- Кот!
- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…

Дети распределяются на группы (2-3), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками») и изобразить эти слова с по­мощью пантомимы.

Например, дается слово «ватрушка», под­бираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Пет­рушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела. Слово «шишка» - книжка, мышка, крышка...

Игра “Пантомима”
(дети делятся на две группы: одна – зрители, вторая – актеры).

Ход: Ведущий читает отрывок из стихотворения В.Суслова “Шепот и шорох”. Дети-актеры имитируют движения по тексту:

Ведущий: Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Шебуршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат,
Дружно шишку шелушат.

(Дети имитируют движения мышей: ползают, шуршат, “шелушат” воображаемую шишку.)

Тише, шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши? Слышишь?

Слышу…
По болоту вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут, ищут лягушат.

(Дети важно ходят по группе, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек).

Ведущий: Слышишь?

Слышу…
Две букашки спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.

(Дети ищут воображаемую ромашку и “укладываются спать”.)

Ведущий: “Звинь-звинь-звинь” – а это шмель полетел с ели на ель.

(Дети имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель.)

Игра-пантомима “Черепаха” К.И. Чуковского

Ход: Дети делятся на группы (по 3-4 человека) – 2 лягушки и черепаха. Постараться, чтобы все дети сыграли.

До болота идти далеко,
До болота идти нелегко,
“Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги”.
На камни лягушки кладут узелок
“Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок”.
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил,
А они закричали от страха:
“Да ведь это же черепаха!”

«Изобрази жестом»

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог:«высокий», «низкий», «тма», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише».

«Глухая бабушка»

Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой (педагог) . С бабушкой надо разговаривать с помощью рук, так как она ничего не слышит.

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Детям предлагается так перейти, чтобы не разбудить котёнка, знаками показывая друг другу «Тише».

Уход из зала.

Упражнение «Ладошки»

Цель: «Развитие коммуникативных навыков.»

Дети выстраиваются в две линии, образуя своеобразный коридор. Их задача гладить ладошками по плечам, кто проходит через этот коридор и прощаться.

для учащихся начальных классов VIII вида.

"ОТДЫХ ГНОМИКОВ".

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительного гнозиса
  • Развитие крупной моторики
  • Развитие моторной координации, умения ориентироваться в пространстве
  • Развитие согласованности движений тела

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу

ЗАНЯТИЕ 12.

Вступление. Настрой на работу.
Упражнение "Передай мячик"
Упражнение "Ритм"
Упражнение "Покажи всем..."
Глазодвигательное Упражнение
Упражнение "Тропинка"
Упражнение "Изобрази животное"
Работа в тетради. Графический диктант "Змейка"
Упражнение "Доброе животное"
Упражнение "Волшебный сон"
Завершение занятия.

40 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Р АЗМИНКА:

  • 1) Создание положительного, рабочего настроя в группе.
  • 2) Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности

Приветствие. Настрой на работу.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (Ответы детей).
Сегодня мы поиграем в подвижные игры.

Упражнение "ПЕРЕДАЙ МЯЧИК".

Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно спиной к центру, убрать руки за спину и так передавать мяч. Тот, кто уронит, выбывает из игры.

Упражнение "РИТМ".

Ведущий задаёт ритмический рисунок, хлопая в ладоши. Тот игрок, к которому он подходит, повторяет его, затем они вдвоём идут к следующему игроку и т. д.
Ведущий: Представьте, что мы с вами одна большая улитка. По моей команде: "Лягушка!" улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде: Лягушка ускакала! Дети прохаживаются по классу и говорят:
Вновь гулять улитка хочет
Радуется и хохочет!

УПРАЖНЕНИЕ-ПАНТОМИМА "ПОКАЖИ НАМ...".

Ведущий предлагает выполнить всем движения:
1. Бег на месте (плавно переставляя ноги, двигая корпусом)
2. Плавание
3. Восход солнца
4. Бурлящая река и т. д.

Можно сделать одного ребёнка "главным", остальные делают по образцу. Каждое задание выполняет новый участник.

Упражнение ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ.

И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; при чём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.

Психолог: А теперь перейдём к основной части нашего занятия.

Упражнение "ТРОПИНКА".

o Дети выстраиваются в затылок и идут по воображаемой тропинке. Психолог: Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная травка. Птицы поют. Шелестят листья.
o Вдруг на тропинке появились лужи. Одна, вторая, третья...
o Снова спокойно идём по тропинке.
o Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.
o Спокойно идём по тропинке.
o Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре... Перешли болото, снова идём спокойно.
o Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну.. Ос-торожно идём! Ух, наконец-то, перешли...
o Идём спокойно.
o Что это, вдруг тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины... Ноги так и прилипают к ней... Еле-еле отдираем ноги от земли...
o А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки - во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево. Вот пришли, молодцы!!!

Психолог: Как вы, думаете, кого мы могли с вами встретить, идя по лесной дорожке? (Ответы детей). А как называют животных, которые живут в лесу (Дикие). Давайте выполним упражнение "Изобрази животное". Один водящий выходит за дверь. Дети договариваются о том, кто будет кого изображать. Когда водящий заходит в помещение, каждый по очереди показывает свое животное. Водящий должен догадаться кто кого изображает. (Перед тем, как показывать водящему ведущий тренинг должен сам просмотреть, как дети будут изображать животное, если у них имеются затруднения, ведущий помогает) Психолог: А сейчас выполним графическую работу в тетрадях. "Графический диктант - Змейка"

Поставьте точку, просчитав 9 клеток вниз. А теперь начинаем выполнять графическую работу.
2 клетки вверх,
1 клетка вправо,
1 клетка вниз,
1 клетка вправо,
4 клетки вверх,
3 клетки вправо,
4 клетки вниз,
1 клетка вправо,
7 клеток вверх,
2 клетки вправо,
2 клетки вниз,
1 клетка влево,
6 клеток вниз,
3 клетки влево,
4 клетки вверх,
1 клетка влево
4 клетки вниз,
3 клетки влево.

Упражнение "ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ".

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: "Мы -одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь подышим вместе!" Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад.

Упражнение "ВОЛШЕБНЫЙ СОН".

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.

Руки, ноги отдыхают,
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляются,
Дышится легко, ровно, глубоко.

//Можно встать, потянуться, немного походить по помещению...//

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Упражнение "ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ"

Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).

o Подведение итогов занятия.

Конспект занятия

Тема: Искусство пантомимы

Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;

Развить у детей выразительность жестов, мимики;

Научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;

Воспитать сценическую культуру;

Формирование умения работать в коллективе.

Методическое оснащение:

-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра)

-инвентарь, реквизит: стулья, карточки с заданием, доска, мелки.

1.Организация рабочего пространства

Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

2.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть!

3.Эмоциональный настрой на занятие

Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его, вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

4.Сообщение цели и задач занятия.

Скажите ребята, когда человек радуется или, наоборот огорчается, когда видит что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции?

Ученики: мимика, жесты.

Конечно же - это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. Скажите, ребята, а существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику?

И кто же это?

Правильно. И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.

1. Изучение истории развития пантомимы.

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Итак, что же такое пантомима? (Ученики отвечают)

Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Каждому из Вас сейчас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему.

Молодцы, отлично справились с заданием!

Мимика - (от греч. μιμιχοζ - подражатель) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения, а зрители будут отгадывать.

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Упражнение «Передай маску».

А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

Грусть через руки;

Гордость через спину;

Радость через лицо;

Страх через руки;

Радость через руки;

Радость через ноги;

Удивление через руки;

Задумчивость через лицо.

Итак, ребята, мы с Вами узнали, что такое эмоции, мимика, жесты и пантомима. Теперь мы перейдем к практическому занятию.

3. Практическое занятие

Все Вы знаете русскую народную сказку «Колобок». И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз-таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.

Время на подготовку 15 минут.

Демонстрация этюда.

Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. На доске нарисован многоквартирный трёхэтажный дом. Нарисуйте себя в окне в зависимости от того как Вы всё поняли и запомнили. Если всё хорошо поняли и запомнили – то нарисуйте себя на самом высоком этаже, если не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже, а если уж совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже.

Спасибо, ребята! До свидания!

Татьяна Колченогова
Пантомимика

Данные упражнения направлены на изучение понятия пантомимики и жестов . Помогают развивать внимание и сочувствие.

Упражнение 1. «Приветствие»

При выполнении данного упражнения дети должны придумать новый способ поздороваться друг с другом.

Упражнение 2. «Воспоминания»

В этом игровом задании взрослый должен задавать наводящие вопросы, связанные с «волшебными» средствами понимания.

Вопросы :

«Какие средства „волшебного“ понимания вы помните?»

«Каким образом можно узнать о настроении человека, если мы не видим его лица и не слышим голоса?» (пантомимика )

После этого дети должны поприветствовать друг друга только при помощи жестов.

Упражнение 3. «Угадай, кто?»

Данная игра развивает сенсорику и тактильные образы.

Участвовать будут все дети по очереди. В начале выбирают одного человека из группы, он отходит в сторону и закрывает глаза. Затем к нему подходит кто-то из ребят и протягивает свою руку. Водящий с закрытыми глазами пытается запомнить руку, после чего говорит : «Все» . После этого все участники игры протягивают ему свои руки, и он должен найти «ту» , которую только что «запомнил» .

Упражнение 4. «Волшебный лес»

Это задание помогает снять телесные барьеры.

Сначала выбирают водящего (в принципе, водить в этой игре может каждый по очереди, а все остальные участники становятся в тесный круг «Волшебный лес» и не пропускают того, кто водит, в середину. Но «лес» может слышать и говорить, он не пропускает невежд и грубиянов. Поэтому, чтобы пройти в центр, нужно очень хорошо и ласково попросить.

После игры дети должны обязательно обсудить когда «лес» пускает, а когда нет.

Упражнение 5. «Театр»

Данное упражнение помогает развивать творческий подход в общении с помощью пантомимики .

Детям предлагается показать, как ходят (походку) :

Маленькие дети, которые учатся ходить;

Старенький дедушка;

Маленькая веселая девочка;

Взрослая девушка (мама) ;

Важный мужчина.

Дети обсуждают особенности походки каждого из героев.

Упражнение 6. «Ты кто?»

Направлено на выражение и понимание своих чувств через прикосновения.

Каждый из участников игры будет водить по очереди. Он отходит в сторону и закрывает глаза. После этого к нему подходит один из ребят и прикосновениями пытается выразить свои чувства. После этого он возвращается на место. В задачу водящего входит отгадать, кто к нему прикасался, и какое чувство он пытался показать.

Упражнение 7. «Веселый зоопарк»

Это упражнение направлено на развитие пантомимики и понимания других .

Детям раздаются картинки с изображением животных. Они выбирают и загадывают каждый свое. После этого, без слов, только с помощью мимики и пантомимики , они должны найти себе подобных. Например : дети изображающие обезьян, должны найти друг друга, с помощью изображения этих животных.

Упражнение 8. «Роли и ситуации»

Для выполнения этого задания дети разбиваются на пары и с помощью «волшебных» слов понимания, мимики и пантомимики разыгрывают конкретные ситуации.

Например :

«Ты и твой друг участвовали в соревнованиях, ты победил, а он проиграл. Какими будут твои действия?»

«Как ты поступишь, если сломают твою игрушку?»

«Бабушка принесла три яблока : тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?»

«Если ты опоздал на прогулку с друзьями, и команда для игры уже собрана, а тебе нет места, как ты поступишь?»

Упражнение 9. «Заключение»

После того как все задания выполнены, группа должна подвести итоги. Следует вспомнить о «добрых правилах» и «волшебных» средствах понимания.

На прощание дети придумывают новый способ, которым можно сказать : «До свидания» .

Поделиться: