Вступление. Что такое судно? Суда рыболовные: типы добывающие и добывающе-перерабатывающие суда

рыбопромышленное судно для добычи и обработки рыбы, а также китов, морского зверя и др. нерыбных объектов. Различают добывающие П. с. (Траулеры и Сейнеры, дрифтеры, китобойные и зверобойные суда (См. Зверобойное судно) и др.) и обрабатывающие (крабо- и рыбоконсервные плавучие базы (См. Рыбоконсервная плавучая база), китобазы, рыбообрабатывающие рефрижераторы (См. Рыбообрабатывающий рефрижератор) и др.). Многие П. с. (например, большие морозильные траулеры) совмещают одновременно функции как добывающего, так и обрабатывающего П. с. Кроме специального оборудования для добычи и переработки рыбы, китов и др., большинство П. с. имеет охлаждаемые грузовые помещения. Для многих типов П. с. характерны: неограниченный район плавания и большая Автономность корабля (60-80 сут ). Водоизмещение П. с. достигает нескольких десятков тыс. т , например 44,9 тыс. т у китобазы «Советская Украина» (СССР); мощность энергосиловых установок крупных рыбопромысловых баз (См. Рыбопромысловая база) 17 Мвт и более; скорость китобойных судов около 18 узлов (33 км /ч ). Подробно о характеристиках П. с. см. в статьях об отдельных типах П. с., а также в ст. Китобойный промысел.

  • - См. Золото...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - средство транспортировки пассажиров и грузов по воде. Современные океанские суда произошли от ранних парусных судов, таких как карраки XIII в. и более крупные галеоны...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - См. Свидетельство...

    Словарь бизнес терминов

  • - право без ограничений заниматься любой хозяйственной деятельностью в пределах соблюдения законов...

    Экономический словарь

  • - объем всех производственных операций, непосредственно направленных на добычу рыбы. Единица промыслового усилия - количество орудий лова на единицу выловленной рыбы или на данный водоем...

    Экологический словарь

  • - принцип свободы промысла, то есть право каждого без каких-либо ограничений заниматься любой хозяйственной деятельностью. В странах Западной Европы свобода промысла реализована различно...

    Большой экономический словарь

  • - "...промысловое рыболовство означает все виды добычи рыбы, включая добычу рыбы в бассейнах рек, озерах или каналах, за исключением рыболовства для личного потребления, а также любительского и спортивного рыболовства.....

    Официальная терминология

  • - "...1.2.11. - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.....

    Официальная терминология

  • - право заниматься любой хозяйственной деятельностью без ограничений, но в пределах соблюдения законов...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - судно на Везере и других реках северо-западной Германии, около 100 фт. длины, 8-10 фт. ширины, посередине 5-6 фт. глубины, спереди и сзади плоское...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одномачтовое судно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одномачтовое судно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный журнал...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный журнал...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - для добычи и обработки рыбы, а также морского зверя и других нерыбных объектов. Различают промысловые судна добывающие и обрабатывающие...

    Большой энциклопедический словарь

"Промысловое судно" в книгах

XI Водоходное судно

Из книги Кулибин автора Кочин Николай Иванович

XI Водоходное судно По замыслу Кулибина, устройство «водоходного судна» было следующим. Один конец каната привязывается к неподвижному предмету на берегу (или якорю, заносимому вперед), другой обвивается вокруг гребного вала на судне. Течение давит на лопасти колес, они

ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ СУДНО

Из книги Очарованные Гавайи автора Стингл Милослав

ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ СУДНО Полинезийцы всегда славились умением строить суда. Первоначально это были небольшие лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева, к которому крепилось длинное бревно. Я нередко видел такие в Океании и в наши дни. По этому же принципу строились

Глава 4 «ТОР» (СУДНО № 10)

Из книги Тайные рейдеры. Диверсионные операции ВМС Германии автора Вудворд Дэвид

«Вижу судно»

Из книги Столкновение в океане автора Москоу Элвин

«Вижу судно» Густой серый туман, сокративший видимость почти до полумили, окутывал «Андреа Дориа». Временами влажная мгла скрывала от взоров стоявших на мостике даже нос судна. Рулевая рубка уже погружалась в сумерки, когда два штурмана одновременно поднялись на мостик.

10 Судно пришло!

Из книги Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции автора Чванов Михаил Андреевич

10 Судно пришло! 20 июля (2 августа), около 6 часов вечера, я окончил работу в доме и отправился готовить ужин. Конрад еще остался на работе, желая во что бы то ни стало сегодня закончить очистку дома. Остановившись на площадке перед домом передохнуть после усиленной работы в

Судно из Брезена

автора

Судно из Брезена "В 1872 г. около Брезена, севернее Данцига (Гданьска), при строительстве порта был найден хорошо сохранившийся корпус судна с клинкерной обшивкой. В описании того же года приводится рисунок этого судна и говорится о том, что корпус сделан из дубовых досок

Судно из Калмара

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Судно из Калмара "Основными типами судов XII–XIV вв., согласно документальным записям, таможенным спискам и т. д., были, очевидно, одномачтовые парусные суда неф и ког (или, как их еще называли, кога, кого, когхен, кокен и т. д.). Они служили моделями для гравировки на печатях

Судно "на шипах"

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Судно "на шипах" Мтепе"Другой наиболее ранний тип дау - беспалубная остроконечная мтепе, чья наружная обшивка подбиралась по древнеегипетскому способу, без шпангоутов. Лишь в более поздние времена (а мтепе и сегодня можно изредка повстречать у восточного побережья

«Покинуть судно!»

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

«Покинуть судно!» Любой моряк боится услышать эти слова. Если для спасения судна сделано все, но ничто не помогает, приходит время покинуть его и принять помощь. Однако следует помнить, что это делается только в крайнем случае. Многие яхтсмены, мужчины и женщины, погибли,

Судно

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов автора БСЭ

ПРОМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОХОТЫ С БОРЗЫМИ

Из книги Борзые и охота с ними автора Шерешевский Э И

ПРОМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОХОТЫ С БОРЗЫМИ В заготовках пушнины в нашей стране важное место занимают шкурки лисиц и зайцев, добываемых охотниками степной, лесостепной, полупустынной и пустынной зон. Лисиц и зайцев добывают ружьем без собаки, капканами и с

Добывающие суда (Рыболовные, зверобойные, зверобойно-рыболовные, китобойные, креветколовные, кальмароловные и водороследобывающие).

1) Рыболовные суда - предназначены для добычи рыбы различными орудиями промышленного рыболовства и её обработки.

2) Зверобойные суда - осуществляют промысел морского зверя.

3) Зверобойно–рыболовные суда – предназначены для промысла морского зверя с помощью зверобойных ботов и непосредственно на льду, а так же лова рыбы донным и разноглубинным тралами.

4) Китобойные суда – служат для добычи китов с помощью гарпунных пушек и буксировки китов к базе.

5) Креветколовные суда – ведут промысел креветки тралами, замораживают улов и передают его на базу или на берег.

6) Кальмароловные суда - предназначены для промысла кальмаров с помощью специальных крючковых орудий лова (удочек).

7) Водороследобывающие суда – представляют собой не большие суда-траулеры, предназначенные для добычи морской растительности и доставки её на береговые обрабатывающие предприятия.

Билет № 8 общее расположение транспортного судна

Транспортные суда имеют просторные грузовые трюмы или танки, занимающие основ­ную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, боль­шие- двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда -два), закрываемый метал­лическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны грузоподъемностью 8-10 т или стрелы грузоподъем­ностью 3-10 т; для тяжеловесных грузов предназначены грузовые стрелы или специальные грузовые устройства грузоподъемностью 30-350 т (тяжеловесные стрелы грузоподъемностью более 60-100 т являются уникальными), насосные отделения. На многих транспортных судах есть рефрижераторный трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Также на транспортных судах имеются каюты, топливный бункер или цистерны, рулевая рубка.

Билет № 9 общее расположение промыслового добывающего судна

Чтобы получить общее представление об устройстве и расположении поме­щений на морских промысловых судах, рассмотрим схемы приемно-транспортного и рыбодобывающего судов (рис. 1.12).

Корпус судна ограничен днищем, бортами, палубой, форштевнем и ахтерштевнем. Первая сверху палуба, непрерывно простирающаяся по всей длине судна, называется верхней палубой. На добывающих судах ее назы­вают также промысловой палубой. Верхняя палуба имеет искривления в продольном и поперечном направлениях. Искривление палубы в продоль­ном направлении называется седловатостью, в поперечном - погибью. Седловатость обеспечивает судну меньшую заливаемость и улучшает его способность держаться на воде при получении пробоины; погибь облегчает сток воды, попадающей во время шторма на палубу. Промысловая палуба траулеров имеет в кормовой части слип (рис. 1.12, б), предназначенный для подъема трала на судно. Фор- и ахтерштевни представляют собой мощ­ные балки, замыкающие соответственно носовую и кормовую части судна.

Корпус судна настилом второго дна, палубами и переборками делится на ряд отсеков, которые необходимы для размещения главных двигате­лей, оборудования и грузов, а также для обеспечения непотопляемости и прочности. Отсеки двойного дна, образованные настилом второго дна и на­ружной обшивкой, используются для хранения запасов топлива, воды, смазочного масла и размещения водяного балласта. Двойное дно служит также для повышения безопасности морских судов. Если настил второго Дна заканчивается наклонным листом, то у борта судна образуются пространства, называемые льялами. Они служат для сбора воды, попадаю­щей в трюм судна. Небольшие промысловые суда настила второго дна не имеют. Чтобы устранить загрязнение пресной воды топливом и маслом, соответствующие отсеки двойного дна разделяют узким отсеком, называ­емом коффердамом.

Палубы и переборки делят судно на трюмы и твиндеки (рис. 1.12, а). На крупных добывающих судах твиндечные помещения, а иногда и трюмы используются для размещения обрабатывающих цехов, жилых помещений и т. п. Первая от форштевня поперечная переборка называется форпиковой, самая последняя ~ ахтерпиковой. Назначение этих переборок - предотвращать распространение воды по судну при повреждении носа или кормы. Машинное отделение также ограничивается переборками. Коли­чество прочих переборок зависит от длины судна и его назначения.

Носовой отсек, образованный форпиковой переборкой, называется форпиком, аналогичный отсек в корме - ахтерпиком. Фор- и ахтерпик используют для приема водяного балласта или хранения пресной воды. Перед переборкой форпика установлен цепной ящик, в который поступает якорная цепь при подъеме якоря. В корме судна над ахтерпиком устроено румпельное отделение, служащее для размещения механизмов рулевого устройства.

Машинное отделение на добывающих судах располагают, как правило, в средней части или даже несколько смещают в нос, чтобы иметь большую свободную площадь палубы, которая необходима для работы с орудиями лова. Машинные отделения приемно-транспортных судов и плавучих баз находятся в средней части или корме. Если машинное отделение располо­жено в средней части, то валопровод размещают в специальном помеще­нии - туннеле гребного вала.

На крупных промысловых судах для нормальной балластировки часто не хватает объема отсеков двойного дна, фор- и ахтерпиков. Тогда устраи­вают дополнительные емкости - диптанки, в которых можно также перевозить жидкие и сухие грузы, например, рыбий жир, муку.

На верхней палубе размещены надстройки и рубки. Как правило, над­стройки простираются от борта до борта, рубки имеют меньшую ширину, поэтому между стенками рубок и бортами всегда устраивают проходы. Носовая надстройка - бак и кормовая - ют улучшают защиту оконеч­ностей судна от ударов волн. В надстройке бак обычно размещают вспо­могательные помещения (малярные, фонарные и др), в надстройке ют -жилые и служебные помещения. Средняя надстройка на судах со средним расположением машинного отделения служит для защиты последнего от заливания во время шторма. Помимо этого, в средней надстройке разме­щают жилые и служебные помещения.

Палуба носовой надстройки называется палубой бака, кормовой - палубой юта, средней надстройки - палубой средней надстройки. Выше палубы средней надстройки при среднем расположении машинного отделе­ния или палубы юта при кормовом расположении машинного отделения Находятся шлюпочная палуба и палуба мостика.

Крупные плавучие базы выполняют обычно функции нескольких ти­пов судов: производственных, сухогрузных, пассажирских и наливных. Поэтому их общие схемы отличаются от схем рассмотренных выше типов судов: они имеют большее число палуб, развитые надстройки и рубки и т. д.

Промысловые суда прежде всего составляют флот рыбной промышленности, хотя в последнее время появляются суда для других видов морского промысла (добыча различных видов морских ресурсов, главным образом – нефтепромысел). Рыбопромысловые суда можно представить
четырьмя основными группами /17/: добывающие (сейнеры, траулеры, зверобойные, суда для добычи нерыбных морепродуктов и др.); обрабатывающие (рыбозаводы, производственные рефрижераторы и др.); приёмно-транспортные рефрижераторы; вспомогательные (рыбоохранные, научно-исследовательские, снабженцы, буксиры и пр.).


Основу добывающих судов составляют сейнеры (для ловли рыбы кошельковым неводом, выбираемым с борта – рис. 6.13) и траулеры (для ловли тралом, выбираемым с кормы - рис. 6.14). На рис. 6.15, 6.16 представлены типичные конструкции сейнера и траулера. Большинство сейнеров относится к малым (длиной до 35 м), реже – к средним рыболовным судам (длиной до 65 м). Траулеры могут быть различных размеров: от
малых (для прибрежного лова) до больших морозильных (БМРТ) и супертраулеров длиной более 100 м (для океанского промысла). Для выборки трала корма траулера имеет специфичную форму с наклонным слипом или округлым полуслипом (рис. 6.17). Для повышения мореходности на волнении сейнеры и траулеры часто имеют высокий бак или седловатость палубы (рис. 6.18).

Рис. 6.13. Малый рыболовный сейнер


Рис. 6.14. Малый рыболовный траулер

Наиболее крупными судами обработки для океанского экспедиционного промысла являются плавучие промысловые базы или рыбозаводы – суда, сочетающие функции рефрижератора, танкера (для снабжения топливом всех судов экспедиции), пассажирского судна, завода по выпуску мороженой продукции, консервов и пр. Особенностями их конструкции является большое количество переборок и палуб, системы пиллерсов, длинные надстройки или рубки, опирающиеся на продольные переборки и участвующие в общем продольном изгибе корпуса (рис. 6.19, 6.20).

Приёмно-транспортные суда принимают и перевозят рыбную продукцию, а также снабжают суда в районе промысла топливом, водой, провизией и промысловым снаряжением. Эти суда конструктивно аналогичны транспортным рефрижераторным судам. Они имеют несколько палуб, небольшие грузовые люки, отдельные трюмы или цистерны для различных видов грузов.


Рис.6.15. Мидель-шпангоут сейнера


Рис.6.16. Мидель-шпангоут траулера

Рис.6.17. Слип и полуслип траулеров /17/

Используются для добычи, транспортировки, переработки рыбы, крабов, водорослей и т. д. В зависимости от назначения суда подразделяются на добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. Особенности и техническое оснащение промысловых судов зависит от формы организации промысла. Промысел может быть экспедиционным или автономным. При автономном промысле суда выходят на лов рыбы и наполнив трюм доставляют её в порт в сыром виде или виде полуфабриката.

При экспедиционном промысле рыболовные суда уходят в плаванье на длительный период времени и занимается такое судно исключительно добычей рыбы. Обработкой и транспортировкой рыбы занимаются производственно-транспортные суда. Некоторые добывающие суда могут не только вылавливать рыбу, но и частично её обрабатывать, но если они выходят в экспедиционное плаванье, то также сдают улов транспортным судам или рефрижераторам.

Добывающие суда

К добывающим относятся все промысловые суда, которые предназначены для добычи, морских крабов, беспозвоночных водорослей и т. п. Промысловый флот в основном состоит из добывающих и добывающе-перерабатывающих судов. К добывающим судам причисляются – траулеры, сейнеры, рыболовные боты, дрифтеры, тунцеловы, краболовы, китобойцы, суда для бессетевого лова рыбы.

Добывающе-перерабатывающие суда

К добывающе-перерабатывающим судам причисляются большие морозильные траулеры–рыбзаводы, среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением, малые рыболовные траулеры и траловые боты.

По методу траления, то есть ловли, траулеры делятся на бортового траления и кормового траления. Все большие траулеры бывают только с бортовым тралением. По степени обработки улова траулеры разделяются на траулеров-ловцов, траулеров с частичной переработкой и на траулеров-рыбзаводов. Траулеры-ловцы каждый день сдают наловленное на транспортные суда или береговую базу. На траулерах с частичной переработкой улов выпотрашивают, засыпают льдом и сдают полуобработанную рыбу один раз в несколько дней. Траулеры-рыбзаводы полностью перерабатывают свой улов и передают уже готовый к продаже продукт.

Тип: добывающе-перерабатывающие суда

Траулеры малые и средние – это однопалубные судна, а большие траулеры – как правило двухпалубные. На траулерах-рыбзаводах есть несколько цехов специального назначения – цех по переработке рыбы, морозильный, цех консервирования рыбы и цех утилизации отходов. Также большие траулеры оборудованы рефрижераторными и обычными трюмами.

В отличие от траулеров, которые производят улов тралением, сейнеры используют для лова кошельковый невод. Как и траулеры, сейнеры классифицируют по величине, разделяя на большие, средние малые. Также все сейнеры делятся на одноплощадочные и двухплощадочные, площадка располагается на открытом пространстве палубы и необходима для работы.


Тип: сейнеры

Малые сейнеры с одной площадкой, средние и большие могут быть как с одной так и с двумя площадками. У сейнеров помимо кошельковых неводов имеются и другие рыболовные приспособления, так как кошельковый метод является сезонным.

Дрифтеры

Дрифтеры - суда предназначенные для лова рыбы только плавными сетями. По размерам дрифтеры являются судами намного меньшими, чем траулеры, хотя по строению и внешнему виду кроме размеров ничем не отличаются от траулеров.

Дрифтерные сети – дрейфующие, то есть они облдают свойством осуществлять лов во время дрейфа, захватывая рыбу, пытающуюся пройти сквозь сеть за плавники и жабры.

Китобойцы

Китобойцы – охотничьи суда, оснащённые гарпунной пушкой для забоя китов. С 1972 года убой китов запрещён, поэтому сейчас китобойцы – это уже история.

Перерабатывающие суда

Суда приспособленные специально для приёма улова с рыболовных суден и его переработки. Помимо этого они снабжают рыболовные суда всем необходимым во время экспедиционного лова.


Тип: перерабатывающие суда

Перерабатывающими являются сельдяные, краболовные, рыбомучные, морозильные и плавучие рыбоконсервные базы. Все перерабатывающие суда разделяются на два типа – рефрижераторы и плавучие базы.

Плавучие базы

Плавучие базы являются самыми большими промысловыми судами, их водоизмещение измеряется от 10 тыс. до 15 тыс. тонн. Базы имеют различные надстройки и по несколько палуб. Помещения внутри самих баз делятся на жилые, производственные, грузовые и служебные. Число команды и производственных работников может достигать до 400 человек. Поэтому на плавучих базах большие площади выделены под жилые помещения, общественные и культурные, а также медицинский блок.

Производственные рефрижераторы

Рефрижераторы, вид промысловых судов, на которые улов передаётся с рыболовов, не имеющих морозильных камер. Производственные рефрижераторы доставляют замороженную рыбу на борт транспортных рефрижераторов или прямиком на берег.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ
ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

Промысловые суда служат для добычи, переработки и
транспортировки рыбы, крабов, морского зверя и
морских растений.
По назначению промысловые суда делятся на:
добывающие,
добывающе-перерабатывающие,
перерабатывающие
обслуживающие или вспомогательные суда

Существуют две формы организации промысла -
автономная и экспедиционная.
При автономной организации судно вылавливает
рыбу и по заполнении трюмов транспортирует ее в порт
в обработанном виде, в виде сырца или
полуфабрикатов.
При экспедиционной организации рыболовные
суда уходят на промысел на длительное время и
заняты только добычей рыбы.

К добывающим судам относятся рыболовные суда:
траулеры
сейнеры
тунцеловы
рыболовные боты
китобои
К добывающе-перерабатывающим судам относятся:
большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ)
траулеры-рыбоконсервные заводы
морозильные траулеры

К перерабатывающим судам относятся:
сельдяные
краболовные
рыбоконсервные плавучие базы
рыбомучные
морозильные суда (рефрижераторные суда)
К обслуживающим или вспомогательным судам
относятся:
суда для научных рыбохозяйственных исследований
рыболовно-поисковые суда
учебные суда
рыбоохранные суда

Траулеры являются наиболее
типом рыболовного судна.
распространенным
В зависимости от размеров различают большие,
средние и малые траулеры.
По способу траления различают траулеры бортового и
кормового траления.
Траулеры различают также по степени переработки
улова:
траулеры − ловцы
траулеры с частичной переработкой
траулеры-рыбозаводы

Большие рыболовные траулеры имеют: D=3000 … 3500т,
крупнейшие − 10000 т,
средние траулеры D=250…900т
малые траулеры и рыболовные боты − до 300 т.
Скорость больших траулеров - 12…14узл.
средних - 9,5… 12узл., малых - 8…9 узл.

Траулер и схема лова тралом

Рыболовный траулер с боковым тралением

10.

Сейнерами называют суда для ловли рыбы кошельковым неводом.
Различают большие, средние и малые рыболовные сейнеры.
Водоизмещение больших рыболовных сейнеров достигает 160-300 т,
средних - 100-150, малых - 45-80; скорость - 7-10 уз,
автономность плавания - 4-10 сут. Экипаж - 8-12 человек.

11.

Сейнер и кошельковый невод

12.

Неводом окружают косяк рыбы. Затем стягивают его нижнюю
кромку, образуя подобие кошелька, и выбирают улов на борт
сейнера.

13.

Улов кошельковым неводом

14.

Дрифтер (англ.
«drift»
дрейф)
рыболовное
судно,
предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи
плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров,
свободно плавающих после их постановки.
Схема дрифтерного лова

15.

Ярусный лов
Этот способ лова применяется для добычи наиболее ценных
видов рыб, обитающих в открытых морях и океанах, при малых
скоплениях рыбы или в тех случаях, когда затруднено
использование других способов лова.
Ярусный порядок
а - схема ярусного порядка; б
- конструкция поводка и
крепление его к хребтине; в -
конструкция буйка и крепление
его к хребтине

16.

Пока рыболовецкое
судно следует в точку лова,
команда надевает наживку на
4500 крючков, прикрепленных
к тросу длиной до 5 км,
которые составляют большую
снасть. Для исследования
морского дна капитан
использует эхолот и
электронные карты.
Лов ярусом

17.

Специальный лов
К специальным орудиям лова можно отнести тролловые снасти,
удочки, рыбонасосы, снасти для лова на электросвет, донные
подвижные неводы (драги, снюрреводы), донные ловушки, т.е.
снасти, используемые в специфических условиях и для ловли рыб
определенной породы.
Тролловая снасть
а - тролловая установка в
плане; б - соединение крючка с
лесой; в - оснащение крючка
приманкой в виде кальмара

18.

Драгеры- суда для сбора сгребаемых с морского дна устриц и
морских гребешков.

19.

Плавучие
базы
-
крупнейшие
промысловые
водоизмещением в среднем от 10000 до 15000 т.
Рыбопромысловая база
суда

20.

Рыбоперерабатывающие
суда самый
многочисленный
рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и
имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На
современном плавучем заводе выполняются все процессы
переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку,
замораживание,
брикетирование,
расфасовку,
упаковку,
консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых
продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000
до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.

21.

Природоохранное судно проекта 6457с (спрут)

22.

КЛАССИФИКАЦИЯ
СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ

23.

Служебно-вспомогательные суда разделяют на
обслуживающие и служебные.
К обслуживающим относятся:
ледоколы
буксиры
спасатели
противопожарные суда
судоподъемные
плавучие маяки
снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики)
зерноперегружатели и пр.
К служебным судам относятся:
научно-исследовательские
медико-санитарные (плавучие госпитали, карантинные суда)
плавучие гостиницы, общежития
суда-выставки
учебные суда

24.

Ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В
зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые,
морские, и речные. Особую группу составляют арктические линейные
ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному
морскому пути.

25.

Ледокол за работой.

26.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛЕДОКОЛОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
КАТЕГОРИЯ
ИНТЕРВАЛ ВЕЛИЧИНЫ
ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ,
НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕДОКОЛА
КЛАСС ПО
ПРАВИЛАМ
РЕГИСТРА
ПРИМЕРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ЛЕДОКОЛОВ
ЛИДЕР
(1 катег.)
свыше 3 м, надежная круггодичная работа во всех
арктических морях
Icebreaker 9
Проект ЛК-110Я
(атомный)
ЛИНЕЙНЫЙ
АРКТИЧЕСКИЙ
(2 катег.)
2,4-3 м, проводка караванов летом
и осенью по всему Севморпути,
круглый год в западном районе
Арктики и у побережья
ЛИНЕЙНЫЙ
(3 катег.)
1,8-2,4 м, проводка караванов
в неарктических морях, помощь
Icebreaker 9
Icebreaker 8
основному ледоколу при проводке
сложных караванов по Севморпути
АРКТИКА
(атомный)
Проект ЛК-60Я
(двухосадочный атомный)
ЕРМАК
ТАЙМЫР
Проект ЛК-25
Fennica, Oden
СЛУЖЕБНЫЙ
(4 катег.)
1,3-1,8 м, работа летом в Арктике,
зимой в неарктических морях
Icebreaker 7
МОСКВА
КАПИТАН СОРОКИН
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
(5 катег.)
0,9-1,3 м, зимой проводка судов
в районах вблизи портов, летом
в прибрежных районах Арктики,
включая обслуживание буровых установок
Icebreaker 6
МУДЬЮГ
Проект ЛК-7
КАПИТАН БЕЛОУСОВ
ПОРТОВЫЙ
(6 катег.)
0,7 м, обслуживание причалов и
портах и на их акваториях, лето
и осень в мелководных районах Арктики
Icebreaker 6
ВАСИЛИЙ ПРОНЧИЩЕВ,
КАПИТАН ИЗМАЙЛОВ
РЕЧНОЙ
(7 катег.)
0,4 м, работа на реках, озерах и
водохранилищах
ВОЛГА
КАПИТАН ДРАНИЦЫН

27.

Ледокол «Москва»
Атомный ледокол «Таймыр»
с уменьшенной осадкой
для проводки судов в устья
сибирских рек.

28.

Ледокол «Мудьюг» с дизельэлектрической силовой
установкой.
Речной ледокол «Капитан
Демидов» во время работы.

29.

Буксиры, относящиеся к классу обслуживающих судов,
разделяют на океанские, морские, рейдовые, портовые и для
внутренних водоемов.
Буксиры (особенно портовые) отличаются малой длиной,
обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и
большой остойчивостью.
Буксир

30.

Буксиры и толкачи используются для транспортировки плотов, барж и
различных плавучих сооружений.
Обычный буксир тянет за собой несамоходные баржи или лихтеры, которые
крепятся к нему буксирным тросом.
Толкач – толкает баржи впереди себя и находится в жёсткой сцепке с ними.
Для грузовых перевозок буксировка толканием предпочтительнее обычной.

31.

Буксир-толкач в сцепке с баржей

32.

Группа портовых буксиров ведёт по фарватеру огромный
крупнотоннажный контейнеровоз.

33.

В последние годы в связи с необходимостью организации спасательной
службы на море возник новый тип специализированных обслуживающих судов
- спасателей. Они отличаются высокой скоростью (18-22 уз), большой
мощностью энергетической установки (9000-22 000 л. с.) и оснащены
разнообразным оборудованием для оказания помощи терпящим бедствие
судам - для тушения пожаров, откачки воды, стаскивания с мели, подводного
осмотра и ремонта, буксировки, а также спасения людей и оказания им первой
медицинской помощи.

34.

Для тушения крупных пожаров на судах и прибрежных строениях служат
специальные пожарные суда, имеющие мощные противопожарные средства:
системы водо- и пенотушения. Дальность действия лафетных стволов,
подающих воду или другие огнегасящие средства, достигает 60-100 м. Эти
суда имеют высокую скорость (12-14 уз) и хорошую маневренность.

35.

Пожарные суда борются с огнем на вышке «Deepwater
Horizon» у берегов Луизианы 21 апреля 2010 года.
(Reuters/U.S. Coast Guard)

36.

Научно-исследовательский корабль "Сюэлун"

37.

Плавучий госпиталь ВМС США “Comfort”.

38.

Плавающий отель на реке Амазонке в Перу

39.

Учебное парусное судно барк «Крузенштерн»,
Россия, Калининград.

40.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

41.

К суда технического флота относятся:
дноуглубительные снаряды
грунтоотвозные шаланды
суда-нефтесборщики, удаляющие остатки разлитых на поверхности
моря нефтепродуктов
плавучие краны
крановые суда
плавучие доки
плавучие мастерские.
К этой группе судов причисляют также промышленно-хозяйственные
суда, предназначенные для выполнения различных строительных,
мелиоративных и лесосплавных работ, для прокладки кабеля, а также
добычи нефти и газа в открытом море, песка, гравия и других работ по
освоению континентального шельфа и Мирового океана:
плавучие буровые установки
буровые суда
трубоукладчики
цементировщики скважин
плавучие электростанции
суда-кабелепрокладчики
лесосплавные суда и т. п.

широко используются при освоении морских нефтегазовых месторождений
для прокладки трубопроводов диаметром до 1220 мм на глубинах до 130 м.
Судно-трубоукладчик

48.

Тип судов CABLE VESSELS - предназначены для прокладки
кабеля по морскому либо океанскому дну, а так же ремонта и
обслуживания линий передачи электричества и связи.

49.

Типы буровых платформ

50.

П л а в у ч и е б у р о в ы е у с т а н о в к и делятся на два типа:
с а м о п о д ъ ё м н ы е и п о лу п о г ру ж н ы е.
Как те, так и другие доставляются к месту бурения буксирами или на
специальном транспортном судне.

51.

П олу п о г р у ж н а я буровая установка, придя на место бурения, принимает
водяной балласт и частично притапливается.
В отличие от самоподъёмной установки она не опирается на дно, а остаётся
на плаву. В точке бурения она удерживается с помощью системы якорей или
комплекса подруливающих устройств.
Полупогружная
буровая платформа:
1 – осадка в походном
положении;
2 – осадка в рабочем
положении.
1
2

52.

Самоподъёмная буровая
установка на буксировке
(ферменные опоры выдвинуты
в крайнее верхнее положение,
чтобы уменьшить
сопротивление воды при
движении).
Самоподъёмная буровая
установка в рабочем
положении (опоры опущены и
упираются в дно).

53.

Для нормальной работы буровых платформ их необходимо обеспечить
топливом, буровыми растворами, бурильными трубами, цементом и т.п.
Кроме того, при смене точек бурения необходима буксировка платформы и
заводка ее якорей. Эту работу выполняют суда обеспечения
Судно обеспечения буровых установок
Поделиться: